1. Назовите писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) М.В.Ломоносов Б) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
2. На каком из перечисленных изобразительно-выразительных средств построено стихотворение?
А я без Волги не могу… Она меня радушно принимает,
Как хорошо малиновою ранью с чем ни приду – с обидой иль бедой…
Прийти и посидеть на берегу, И всё она, наверно, понимает,
И вблизи её молчанья Коль грусть моя уносится водой.
А.Д.Дементьев
А) метафора Б) олицетворение В) сравнение Г) инверсия Д) эпитет
3.Соотнесите автора и произведение:
1.Н.А. Некрасов а) «Зреет рожь над жаркой нивой»
2.И.С. Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»
3.А.А. Фет в) «Нищий»
4.А.П. Чехов г) «Железная дорога»
5.М.Е. Салтыков- Щедрин д) «Дикий помещик»
6.Л.Н.Толстой е) «Хамелеон»
4. Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя Б) барин В) Варвара Г) приказчик
5. Укажите героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий, голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
6. Дайте определение понятию «юмор».
7. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек, не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый? (Так названо произведение Фонвизина)
8. Определите стихотворный размер:
Восемь лет эту местность я знаю,
Уходил, приходил,- но всегда
В этой местности бьет ледяная
Неисчерпываемая вода.
9. Назовите цикл рассказов, куда входит произведение «Хорь и Калиныч». Кто его автор?
У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!
Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Арион.
История создания – произведение написано в 1827 году, всего два года спустя после восстания декабристов. Поскольку так явно высказывать свои взгляды Пушкину было опасно, впервые его опубликовали без подписи в “Литературной газете”.
Тема стихотворения – борьба декабристов с самодержавием, за которую они заплатили высокую цену, каждый свою.
Композиция – в стихотворении четко прослеживается три структурные части. Первая описывает напряженную работу на корабле, вторая посвящена стихии, которая разбила челн, а третья рассказывает о событиях, которые произошли после этого.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза”.
Метафоры – “иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”.
Объяснение:
Все не переписывай, самое главное только)