1. Найдите в романе «Дубровский» экспозицию (гл. I) и определите её смысловую роль. Выделите в романе другие элементы сюжета:
завязку (событие, положившее начало столкновению, конфликту),
кульминацию (высшую точку в развитии действия в произведении),
развязку (заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта).
2. Найдите в гл. VIII—XI романа «Дубровский» использование ретроспекции и приём композиционного «разрыва» событий.
Какова роль этих авторских приёмов? ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
«К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия „издателей“ (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания — портреты, пейзажи, интерьеры — также являются композиционными элементами». (Словарь портала «Школа.LV».)
3. К какой главе романа «Дубровский» предпослан эпиграф?
Какова его смысловая роль?
В какие главы романа включены письма и песни героев? Какова роль этих композиционных элементов?
«Композиция в литературе — это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т. д.
Композиция — целостная система определённых форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого. Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования». (Словарь «Литературный глоссарий»: http://www.bukinistu.ru/kompozitsiya.html.)
4. Найдите в главах пейзажные описания Покровского, Кистенёвки и Арбатова.
Как в этих описаниях отразилась авторская позиция?
Найдите пейзажную зарисовку в эпизоде похорон Андрея Дубровского. Какую роль она играет в изображении внутреннего состояния Владимира Дубровского?
Выполните задание 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
5. Найдите в романе вставные рассказы Спицына и Глобовой. ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
«Композиция включает в себя следующие основные элементы:
выбор главных и второстепенных действующих лиц и определение их отношений (сопоставления, противопоставления и пр.), а также изображения их — статично или в развитии;
портреты героев изображения этих портретов;
изображение обстановки, условий жизни героев (окружение, интерьер, пейзаж);
последовательное спокойное развитие сюжета или же использование перестановок, инверсии при изложении событий;
жизненные итоги героев, развязка (романа, повести, рассказа и т. д.);
выбор деталей в том или ином описании или повествовании;
использование таких изобразительных средств, как аллегория, гипербола, антитеза, ритм».
6. Выпишите из романа всех персонажей и распределите их по смысловым группам:
главные — второстепенные, положительные — отрицательные, мужские — женские, старики — молодёжь — дети.
Какие из образов в этой системе находятся в отношениях образной антитезы?