1)Напишите эссе на тему "Между крестом и топором" 2)Сравните произведения разных видов искусства. 3) Охарактеризуйте скодства и различия приёмах создания образов. 4) Выразите свое мнение об эмоциональном воздействии каждого произведения.
Сочинение-рецензия (в. распутин «прощание с матёрой» ) в. распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба матеры – ведущая тема этого произведения. в ней легко прочитывается судьба родной деревни распутина – аталанки, в годы строительства братской гэс попавшей в зону затопления. матера – это и остров, и одноименная деревня. триста лет обживали это место крестьяне. неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми матера. всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. но уходит матера, уходит душа этого мира. надумали построить на реке мощную электростанцию. остров попал в зону затопления. всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу ангара. но эта перспектива не радовала стариков. душа бабки дарьи обливалась кровью, ведь в матере не только она выросла. это – родина ее предков, а сама дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. она искренне верит, что «нам матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились» . но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…, наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… че про совесть ежели этакое твориться! » утрату совести герои распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. к сожалению. остались верными матере лишь старики и старухи. молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? павлу, старшему сыну дарьи, тяжелей всего. он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. душой павел на острове. ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. но и восстать против переселения павел не в силах. итог плачевен… с карты сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер. что же теперь будет с павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди ангары, не пристав ни к одному из берегов? что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. что будет с россией? надежду на то, что россия все-таки не утратит своих корней, распутин связывает с бабкой дарьей. она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. берегла она матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. но приходит последняя для матеры весна, и передавать родную землю некому. распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. в силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. как-то так)
Рассказ о Твардовском хочется начать с его собственных записей:
«Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда, — ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого — и лада, и ряда, и музыки, желание родить их на свет, и немедленно, — чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу. Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш городской родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по отца стихи собственного сочинения «Осень»:
Листья давно облетели,
И голые сучья торчат...
Строки эти, помню, потрясли меня тогда своей выразительностью: «голые сучья» — это было так обыкновенные слова, которые говорятся всеми, но это были стихи, звучащие, как из книги».
А.Т. Твардовский
Рис. 1. А.Т. Твардовский (Источник)
Александр Трифонович Твардовский (рис. 1) занимает особое место в списке писателей ХХ века. Особое место среди писателей, с давних пор считающих, что очень важно честно освещать исторические этапы нашей страны. Его поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Василий Теркин на том свете», «За далью даль», его стихотворения – это те произведения, которые отражают самые сложные вехи истории страны, наиболее трагические ее периоды.
Судьба этого поэта и человека глубоко трагична. Первые литературные опыты можно отнести к 20-ым годам ХХ века. В раннем своем творчестве поэт воспевал деревенскую жизнь.
Семья Твардовских (отец, мать, братья, сестра)
Рис. 2. Семья Твардовских (отец, мать, братья, сестра) (Источник)
Родился поэт в семье деревенского кузнеца (рис. 2). Отец Твардовского, Трифон Гордеевич Твардовский, собрав небольшую сумму, взял кредит в банке. На этот кредит был куплен небольшой участок земли. Земли болотистой, земли неплодоносной. Именно к этой земле привил он любовь сыновей, учил ценить каждую травинку, каждую былинку, рожденную на этой земле.
В этот период семью настигла беда. Семья была раскулачена и сослана на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, типичной и трагической, можно прочитать в воспоминаниях брата Твардовского Ивана. Позже Твардовский вернется к этой теме и осветит ее в двух своих произведениях «По праву памяти» и в цикле стихов «Памяти матери». На примере судьбе матери он расскажет о нелегкой судьбе целого поколения.
В 1939 году Твардовский окончил МИФЛИ (Московский институт философии, литературы, истории). В этот момент его поэтические опыты были горячо поддержаны уже известным поэтом, земляком Твардовского, Михаилом Исаковским. С этого времени, с осени 1939 года, начинается работа Твардовского в качестве фронтового корреспондента во фронтовых газетах на границе с Финляндией. В это время Твардовский работает в газете «На страже Родины».
Твардовский А. Т. Военный период
Рис. 3. Твардовский А.Т. Военный период (Источник)
Начинается Великая Отечественная война. И вновь Твардовский выступает военным корреспондентом. В это время создаются его очерки, публицистические статьи, стихотворения и поэма «Василий Теркин» (рис. 3).
В военном творчестве во многом по-новому Твардовский пересматривает события истории нашей страны. Он пишет «Василий Теркин на том свете», «По праву памяти», поэму «Дом у дороги» 1946 года, стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Жестокая память».
С 1950 по 1954, а затем с 1958 по 1970 годы Твардовский является редактором журнала «Новый мир». «Новый мир» при руководстве Твардовского является одним из самых прогрессивных журналов, и именно в это время, к примеру, печатается рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это был тот рассказ, который потряс современников своей тематикой, поскольку никто об этом не говорил. Владимир Лакшин пишет: «Твардовский истово верил, что любое зло ненадолго, любая беда минет, что надо ждать от жизни добрых перемен, от людей – хороших вестей».
Стихотворение «Братья»
Стихотворение написано в 1933 году. Это стихотворение – воспоминание поэта о дорогих ему детских годах, но в то же время в стихотворении мы услышим боль о том, какую трагедию перенесла семья.
С теплым чувством вспоминается детство. Но, безусловно, чувствуется боль, боль автора о потерянном детском счастье. Заканчивается стихотворение во Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ты, брат?
На каком Беломорском канале?
Вот здесь вспомним события, которые постигли семью. Семья была репрессирована, сослана в Сибирь. И если обратимся к сноске, помещенной в учебнике, мы узнаем о том, что среди строек, где работали заключенные, был и Беломорско-Балтийский канал, поэтому он упоминается в стихотворении как воспоминание о трагических событиях в семье.
Стихотворение «Братья» передает счастливую, но потерянную атмосферу детства. И в то же время мы чувствуем боль и горечь о тех событиях, что произошли в семье.
Рассказ о Твардовском хочется начать с его собственных записей:
«Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда, — ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого — и лада, и ряда, и музыки, желание родить их на свет, и немедленно, — чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу. Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш городской родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по отца стихи собственного сочинения «Осень»:
Листья давно облетели,
И голые сучья торчат...
Строки эти, помню, потрясли меня тогда своей выразительностью: «голые сучья» — это было так обыкновенные слова, которые говорятся всеми, но это были стихи, звучащие, как из книги».
А.Т. Твардовский
Рис. 1. А.Т. Твардовский (Источник)
Александр Трифонович Твардовский (рис. 1) занимает особое место в списке писателей ХХ века. Особое место среди писателей, с давних пор считающих, что очень важно честно освещать исторические этапы нашей страны. Его поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Василий Теркин на том свете», «За далью даль», его стихотворения – это те произведения, которые отражают самые сложные вехи истории страны, наиболее трагические ее периоды.
Судьба этого поэта и человека глубоко трагична. Первые литературные опыты можно отнести к 20-ым годам ХХ века. В раннем своем творчестве поэт воспевал деревенскую жизнь.
Семья Твардовских (отец, мать, братья, сестра)
Рис. 2. Семья Твардовских (отец, мать, братья, сестра) (Источник)
Родился поэт в семье деревенского кузнеца (рис. 2). Отец Твардовского, Трифон Гордеевич Твардовский, собрав небольшую сумму, взял кредит в банке. На этот кредит был куплен небольшой участок земли. Земли болотистой, земли неплодоносной. Именно к этой земле привил он любовь сыновей, учил ценить каждую травинку, каждую былинку, рожденную на этой земле.
В этот период семью настигла беда. Семья была раскулачена и сослана на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, типичной и трагической, можно прочитать в воспоминаниях брата Твардовского Ивана. Позже Твардовский вернется к этой теме и осветит ее в двух своих произведениях «По праву памяти» и в цикле стихов «Памяти матери». На примере судьбе матери он расскажет о нелегкой судьбе целого поколения.
В 1939 году Твардовский окончил МИФЛИ (Московский институт философии, литературы, истории). В этот момент его поэтические опыты были горячо поддержаны уже известным поэтом, земляком Твардовского, Михаилом Исаковским. С этого времени, с осени 1939 года, начинается работа Твардовского в качестве фронтового корреспондента во фронтовых газетах на границе с Финляндией. В это время Твардовский работает в газете «На страже Родины».
Твардовский А. Т. Военный период
Рис. 3. Твардовский А.Т. Военный период (Источник)
Начинается Великая Отечественная война. И вновь Твардовский выступает военным корреспондентом. В это время создаются его очерки, публицистические статьи, стихотворения и поэма «Василий Теркин» (рис. 3).
В военном творчестве во многом по-новому Твардовский пересматривает события истории нашей страны. Он пишет «Василий Теркин на том свете», «По праву памяти», поэму «Дом у дороги» 1946 года, стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Жестокая память».
С 1950 по 1954, а затем с 1958 по 1970 годы Твардовский является редактором журнала «Новый мир». «Новый мир» при руководстве Твардовского является одним из самых прогрессивных журналов, и именно в это время, к примеру, печатается рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это был тот рассказ, который потряс современников своей тематикой, поскольку никто об этом не говорил. Владимир Лакшин пишет: «Твардовский истово верил, что любое зло ненадолго, любая беда минет, что надо ждать от жизни добрых перемен, от людей – хороших вестей».
Стихотворение «Братья»
Стихотворение написано в 1933 году. Это стихотворение – воспоминание поэта о дорогих ему детских годах, но в то же время в стихотворении мы услышим боль о том, какую трагедию перенесла семья.
С теплым чувством вспоминается детство. Но, безусловно, чувствуется боль, боль автора о потерянном детском счастье. Заканчивается стихотворение во Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ты, брат?
На каком Беломорском канале?
Вот здесь вспомним события, которые постигли семью. Семья была репрессирована, сослана в Сибирь. И если обратимся к сноске, помещенной в учебнике, мы узнаем о том, что среди строек, где работали заключенные, был и Беломорско-Балтийский канал, поэтому он упоминается в стихотворении как воспоминание о трагических событиях в семье.
Стихотворение «Братья» передает счастливую, но потерянную атмосферу детства. И в то же время мы чувствуем боль и горечь о тех событиях, что произошли в семье.
Объяснение: