1. Козаки йшли на бій з татарами, наче на А свято Б зустріч з давніми знайомими В на важку працю Г рицарський
турнір
2. Після закінчення бою дід Панас
А відшукав у татар здобич Б пильнував коней
В перев’язував поранених Г глядів Павлуся
3. Козаків татари називали
А русинами Б гаурами В гіреями Г холопами
4. Для Степана Судака неволя
А не була страшною Б була гіршою за смерть
В випробування на мужність Г можливість перепочити
5. Павлусь,ідучи до Криму , щоб визволити з полону сестру, орієнтувався
А дивлячись на зорі Б за до компасу
В покладався на коня Г стежив за подорожніми
6. Хто з героїв твору пророкував , що Павлусь у майбутньому буде кошовим?
А Недоля Б Степан Судак В дід Андрій Г Тріска
7. Харциз Карий був потурнаком, тобто це той, хто
А служить татарам і людей продає Б живе самотньо
В перепродував грабованих коней Г прийняв іншу віру
8. Павлусь не хотів розлучатися з купцями, бо
А знав,що вони їдуть у Крим, де сестра
Б його добре годували
В відчував себе в безпеці
Г купці були добрими людьми
9. Девлет-гірей погодився розшукати сестру Павлуся , аби
А хлопець залишився у нього служити Б було знайдено Мустафу-агу
В козацтво призупинило походи на татар Г хотів мати такого сина
10. Чого попросили брат з сестрою в татарського хана за свою правдиву розповідь
про Мустафу- агу ?
А коней Б золото В волі Г погостювати в палаці довше
11. Ким виявився малий Павлусь для козака Петра?
А сусідом Б братом В знайомим Г братом його дівчини
12. Установіть відповідність між персонажами твору та їх репліками
1 «Яким чином бачити твоя сестра , як мене
полонили»
2 «Сини мої, соколи, от де ми стрілися»
3 «Били мене, їсти не давали, коли не хотіла вчитися»
4 «Мустафа був у івці ,битва була з козаками.
Мустафу піймали живого»
А Степан Судак
Б Павлусь
В Мустафа
Г Девлет-гірей
Д Ганна
Кузница стояла на краю деревни. От неё, как от самовара, тянуло горьковатым дымком, и земля вздрагивала от звонких прерывистых ударов тяжёлого молота. Я с опаской заглянул внутрь кузницы и услышал, как с хрипом дышат кожаные мехи и в горне с лёгким свистом пробуждается огонь. Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. И на мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотком, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск на груди вздрагивал. И я решил, что это светится сердце кузнеца. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь.
Я показал маме светящееся сердце и спросил:
— Видишь сердце?
— Вижу,— отозвалась мама.
— Отчего оно светится?
Мама подумала и ответила:
— От работы.
—А если я буду работать, моё сердце будет светиться?— неожиданно спросил я.
— Будет.
1 цветом покажите свое отношение к прочитанной части. Обсудите в группе найдите совпадения.
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
-ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТОТ ЦВЕТ, ОБЪЯСНИТЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА?
2 часть
Мои родители были трудолюбивыми. Я помню, как по утрам они собирались на работу. Торопливо пили чай. Поглядывали на часы, боялись опоздать. Мне тогда казалось, что они спешат на поезд или их ждут дела государственной важности. Может быть, они торопятся строить плотины, изобретать новые машины? Но работа у них была самая обычная: так я заключил из разговора родителей.
- ВЫПИШИТЕ 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ., которое отражает главное в этой части.
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
3 часть
Как-то раз папа взял меня с собой на работу, в морской порт. Я увидел океанские корабли, краны с длинными, как у жирафов шеями, двухэтажные автомобили-лесовозы. В порту пахло морем и свежими досками. Рядом с огромными судами и кранами мой папа казался мне маленьким и тихим. Но когда я понял, что это по его воле огромные связки брёвен и досок легко взлетали над землёй и исчезали в глубоких трюмах корабля, мне он стал казаться огромным. Ладная красивая работа напоминала представление. Стало понятно, почему папа так торопится на работу, почему он и мама так любят работу.
Сделав это открытие, я очень удивился. Ведь раньше я думал, что самое прекрасное — ничего не делать. Со временем я задал себе вопрос: «Без чего не может жить человек?» «Без воздуха. Без воды. Без хлеба»,— сам себе ответил я.
Но оказалось, что человек не может жить и без труда.
Выписать предложение, которое отражает главное - «Без чего не может прожить человек?»
Обсуждение в группах, отметьте совпадения. Выберите наиболее удачный ответ и спикера кто будет отвечать?
- Сколько == Есть ли у вас у вас совпадений (-я)
ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
4 часть
Труд. Какое это прекрасное слово! Труд. Трудиться. Не бояться трудностей. Не случайно во многих словах нашего языка «труд» является корнем.
Но «труд» — не только корень многих слов. Труд — корень всей нашей жизни.
(не обращай внимание на задания)