В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного.
Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых опричников царя, Кирибеевич, полюбил Алену Дмитриевну, жену купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поступками он опозорил честь его семьи. Молодой купец не смог безмолвно снести оскорбления, нанесенные ему опричником. Защищая свою честь, он вызвал любимца царя на кулачный бой при всем народе и одолел его. Купец был казнен, но он отстоял достоинство своей семьи.
В образе Степана Калашникова поэт отразил лучшие черты русского национального характера.
Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Эту обиду он не может подавить в себе и молча выдержать оскорбления.
Смелость – еще одна характерная черта Степана Калашникова. Несмотря на то, что опричников боялись все, он готов драться с Кирибеевичем:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду на смерть биться, до последних сил…
Калашников обладает большой нравственной силой. Основана эта сила на честности перед людьми и самим собой:
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
Еще перед боем эта моральная сила позволяет одержать нравственную победу над Кирибеевичем:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…
Калашников обладает и огромной физической силой:
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво…
Но вот обидчик повержен. Купец мог бы все рассказать царю, но честь семьи для него дороже. Позору он предпочитает смерть:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Таков сильный образ русского человека, созданный М.Ю.Лермонтовым в «Песне…». И этот образ достоин гордости и подражания.
Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом,. В исторических Пушкин описывает реальные события проходившие в то время, а в сценах быта - выражается мнение о происходящем самого автора
Историзм – изображение событий произведения на историческом фоне. Так, например, в основу романа были положены подлинные исторические события такие как крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева, но так же присутствовали вымышленные персонажи, такие как Гринев, Швабрин, Марья Ивановна.
Автор выступил не только как художник, но и как историк тщательной переработки исторических фактов, совмещения их с вымышленными образами и сюжетами и создания единого художественного целого. Реальные факты фигурируют практически во всех главах, причем могут быть поданы в виде небольших исторических справок, кратких, но дающих полное представление о ситуации в описываемом месте. Например, глава «Пугачевщина» начинается с характеристики положения Оренбургской губернии в конце 1773 г., сопровождаемой предысторией местных неурядиц, восстаний, произошедших за несколько лет до основного действия. Историческими являются не только факты и сюжеты, но и герои, конкретные личности, в первую очередь — сам Пугачев, чей образ очерчен художественно и в то же время с опорой на архивы, документы, материалы. Это и окружение Пугачева (Хлопуша, Белобородое), и императрица Екатерина II. Все исторические личности не просто упомянуты, а играют значительную роль в развитии сюжета. Особенностью пушкинского историзма является стремление создать на страницах произведения настроение, дух, атмосферу эпохи, и для этого автор использует многочисленные художественные средства. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения читателю увидеть происходящее с точки зрения участника событий. Речь героев ( и рассказчика) стилизована под XVIII век, полна архаизмов, историзмов («глазетовый кафтан» — словосочетания; обороты и формы: «Вышед на площадь, я остановился...»; союзы «ибо», «дабы»: «...я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение крепости...»). Помимо этого «нагая проза» предполагает также обилие мелких деталей, играющих на создание у читателя определенного представления об исторической ситуации, быте, нравах. Например, то, что мать Гринева хранит его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой, в которой его крестили, — деталь быта, говорящая о социальном (провинциальные дворяне) положении семьи и обычаях той эпохи. Все детали тонко продуманы автором и, дополняя друг друга, создают четкую картину исторического периода, в который разворачиваются события.
Гуманизм – человеколюбие. В романе «Капитанская дочка» практически все персонажи являются положительными, гуманными. Например, Гринев описывает себя как незлопамятного, воспитанного и благородного дворянина, Марья Ивановна – кроткая, добрая, скромная девушка, даже Пугачева, предводителя кровавых восстаний, Пушкин наделяет милосердием и чуткостью
Таким образом мы хорошо видим как в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» переплетаются такие понятия, как историзм и гуманизм, главными героями романа являются вымышленные персонажи, но их судьбы и поведения определяются историческими событиями
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного.
Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых опричников царя, Кирибеевич, полюбил Алену Дмитриевну, жену купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поступками он опозорил честь его семьи. Молодой купец не смог безмолвно снести оскорбления, нанесенные ему опричником. Защищая свою честь, он вызвал любимца царя на кулачный бой при всем народе и одолел его. Купец был казнен, но он отстоял достоинство своей семьи.
В образе Степана Калашникова поэт отразил лучшие черты русского национального характера.
Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич;
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Эту обиду он не может подавить в себе и молча выдержать оскорбления.
Смелость – еще одна характерная черта Степана Калашникова. Несмотря на то, что опричников боялись все, он готов драться с Кирибеевичем:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду на смерть биться, до последних сил…
Калашников обладает большой нравственной силой. Основана эта сила на честности перед людьми и самим собой:
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
Еще перед боем эта моральная сила позволяет одержать нравственную победу над Кирибеевичем:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…
Калашников обладает и огромной физической силой:
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво…
Но вот обидчик повержен. Купец мог бы все рассказать царю, но честь семьи для него дороже. Позору он предпочитает смерть:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Таков сильный образ русского человека, созданный М.Ю.Лермонтовым в «Песне…». И этот образ достоин гордости и подражания.
Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом,. В исторических Пушкин описывает реальные события проходившие в то время, а в сценах быта - выражается мнение о происходящем самого автора
Историзм – изображение событий произведения на историческом фоне. Так, например, в основу романа были положены подлинные исторические события такие как крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева, но так же присутствовали вымышленные персонажи, такие как Гринев, Швабрин, Марья Ивановна.
Автор выступил не только как художник, но и как историк тщательной переработки исторических фактов, совмещения их с вымышленными образами и сюжетами и создания единого художественного целого. Реальные факты фигурируют практически во всех главах, причем могут быть поданы в виде небольших исторических справок, кратких, но дающих полное представление о ситуации в описываемом месте. Например, глава «Пугачевщина» начинается с характеристики положения Оренбургской губернии в конце 1773 г., сопровождаемой предысторией местных неурядиц, восстаний, произошедших за несколько лет до основного действия. Историческими являются не только факты и сюжеты, но и герои, конкретные личности, в первую очередь — сам Пугачев, чей образ очерчен художественно и в то же время с опорой на архивы, документы, материалы. Это и окружение Пугачева (Хлопуша, Белобородое), и императрица Екатерина II. Все исторические личности не просто упомянуты, а играют значительную роль в развитии сюжета. Особенностью пушкинского историзма является стремление создать на страницах произведения настроение, дух, атмосферу эпохи, и для этого автор использует многочисленные художественные средства. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения читателю увидеть происходящее с точки зрения участника событий. Речь героев ( и рассказчика) стилизована под XVIII век, полна архаизмов, историзмов («глазетовый кафтан» — словосочетания; обороты и формы: «Вышед на площадь, я остановился...»; союзы «ибо», «дабы»: «...я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение крепости...»). Помимо этого «нагая проза» предполагает также обилие мелких деталей, играющих на создание у читателя определенного представления об исторической ситуации, быте, нравах. Например, то, что мать Гринева хранит его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой, в которой его крестили, — деталь быта, говорящая о социальном (провинциальные дворяне) положении семьи и обычаях той эпохи. Все детали тонко продуманы автором и, дополняя друг друга, создают четкую картину исторического периода, в который разворачиваются события.
Гуманизм – человеколюбие. В романе «Капитанская дочка» практически все персонажи являются положительными, гуманными. Например, Гринев описывает себя как незлопамятного, воспитанного и благородного дворянина, Марья Ивановна – кроткая, добрая, скромная девушка, даже Пугачева, предводителя кровавых восстаний, Пушкин наделяет милосердием и чуткостью
Таким образом мы хорошо видим как в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» переплетаются такие понятия, как историзм и гуманизм, главными героями романа являются вымышленные персонажи, но их судьбы и поведения определяются историческими событиями