В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов XIX века, времени тяжелейшей политической реакции.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и Родины («Родина», «Бородино»).
На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
В центре первых уроков по лирике Лермонтова — анализ стихотворений «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому во и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках во и заданий может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
ответ:Повесть В. Быкова «Обелиск» - очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» - да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.
По времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.
В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов XIX века, времени тяжелейшей политической реакции.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и Родины («Родина», «Бородино»).
На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
В центре первых уроков по лирике Лермонтова — анализ стихотворений «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому во и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках во и заданий может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
Объяснение:
ответ:Повесть В. Быкова «Обелиск» - очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» - да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.
По времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.