1)какие направления имели место быть в 1900е годы? 2)что принципиально новое внес в драматургию «вишневый сад» чехова? (подскажу – мне нужны черты «новой драмы») 3)за что толстого отлучили от церкви (предали анафеме)? 4)назовите имена трех декадентов и поясните, что из себя по-вашему представляло это направление в (или не по-вашему – спишите из лекции) 5)что такое акмеизм? (спишите слово в слово из интернета – не засчитаю), назовите нескольких авторов-акмеистов 6)кто у нас стал главным новокрестьянским поэтом? какое направление попытался создать он впоследствии? было ли оно жизне на ком держалось)? 7)после революции 1917года была невольно разделена на … и … 8)из этой авангардистской школы вышел такой поэт как маяковский. творчество какого великого художника 20 века вдохновляло поэтов этой школы? почему? 9)в 1920е годы возникла группа «серапионовы братья», что это за группа, какие цели она перед собой ставила, какой известный писатель входил в эту группу? 10)назовите самую главную книгу исаака бабеля. о чем она? (в нескольких словах передайте сюжет) 11)назовите 2-3 произведения булгакова 12)какое произведение шолохова мы можем отнести к социальному реализму? (это произведение отвечало официальной советской идеологии, поэтому было с восторгом принято) 13)шолохов в языке «тихого дона» использует много слов из местных … 14)какое самое главное произведение написал борис пастернак? как звали главных героев? какой промежуток времени охватывает произведение? и какое главное событие стоит в центре романа 15)расскажите, что происходило с в 1930е годы
2. Черты "новой драмы":
- действие не строится на борьбе противоположных характеров,
- нет интриги, нет деления на главных и второстепенных героев,
- нет деления на положительных и отрицательных героев,
- характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия,
- основной двигатель действия - настроение (единое действие исчезает, но из множества разных судеб формируется общее для всех настроение),
- пафос действия сменяется пафосом раздумья и возникает чеховский "подтекст" или "подводное течение". Подтекст является определяющим свойством действия драмы. В его основе лежит разрыв между прямым значением ремарки, диалога и смысла, кот. они получают в контексте.
3. Л.Н. Толстой был отлучен от церкви за старательные попытки изобличить «ложное церковное христианство» и утвердить «истинное его понимание», критика велась с позиции «здравого смысла». От церковного вероучения требовалось, чтобы оно отвечало злементарным законам рассудка. При этом граф утверждал свою принадлежность к христианству и считал, что только его понимание христианства верно. Учение Церкви он называл «коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения» . Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства.
4. Ф. Сологуб, Дм. Мережковский, З. Гиппиус, ранний Брюсов. Декаденты исповедовали искусство, стоящее "по ту сторону добра и зла" (Брюсов "Юному поэту"). Поэзия должна объединять материальное и духовное начало в высшей божественной сущности.
5. Акмеизм возник на отрицании мистики символистов. Акмеисты провозглашали высокую ценность реального, земного, здешнего мира, звали "возлюбить землю" и меньше говорить о вечном и непозанном. Они ставили своей задачей утвердить право конкретного слова в поэзии, возвратить слову его первоначальный смысл. Впервые идеи акмеизма были сформулированы в статьях Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизма" и статье С. Городецкого "Некоторые течения в современной поэзии", опубликованных в журнале "Аполлон" в 1913 г. Н.Гумилев, С. Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам.
6. Сергей Есенин, имажинизм. Распад группы имажинистов произошел из-за стремительного редения ее состава - отъезд в эмиграцию, отход от поэзии и обращение к прозе, драматургии, кинематографу ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. С.Есенина, одного из основателей и на ком по большей части держалось все направление, нашли мертвым.
7. После 1917 г. исчезла классическа литература, но появилось много маленьких "литератур": пролетарская - о рабочих и для рабочих, крестьянская - о и для крестьян, попутническая - вне пролетарского и другого происхождения.
8. Возможно, Филонов, но не уверена.
9. «Серапионовы братья» — объединение писателей, существовавшее в Петрограде в 1920-х годах, куда входили такие знаменитые писатели, как Е. Замятин, В. Каверин, М. Зощенко.Объединение придерживалось идей преемственного развития культуры, верности нравственно-философским и эстетическим традициям предшествовавших эпох, главной же задачей считали творческое освоение наследия классической литературы.
10. "Конармия". Описание жизни и быта красноармейцев 1-ой Конной Армии во время похода на столицу Польши для восстановления довоенных границ России, "как она есть", без лакирования в угоду официальной пропаганде. В книге без прикрас описаны насилие, беспредел командиров, постоянное хамство, зверства бойцов, воинствующее невежество.
11. "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца", "Белая гвардия".
12. "Поднятая целина".
13. ...использует много слов из местных ДИАЛЕКТОВ (?)
14. "Доктор Живаго". Юрий Андреевич Живаго, Антонина Александровна Живаго, Лариса Фёдоровна Антипова,Павел Павлович Антипов, Марина.1903-1945 гг.Возможно, революция, гражданская война.
15. В 30-е гг. начинается травля многих писателей и поэтов, в их числе Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам. В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. Ведущей в произведениях становится тема труда, индустриализации, первых пятилеток, комсомольских строек и др. Динамично развивается жанр исторического романа, например, "Петр I" А. Толстого. Советские исторические романы этого периода в основном рассматривали как предысторию Октября - революционное России - разинское движение, крестьянская война Пугачева и др. Однако, 30-е гг. можно назвать годами, богатыми на песни - «Катюша», "Три танкиста", «Широка страна моя родная… », "Дан приказ ему на запад" и др.