1) Как Зилов и его приятели относятся к работе? Случайно ли это? Является ли такое отношение приметой брежневского времени?
2) Некоторые слова в лексиконе главного героя встречаются особенно часто. Случайность это или деталь, позволяющая сделать далеко идущие выводы? Постарайтесь увидеть в этом глобальную философскую проблему.
3) Что нового о Зилове и Галине поведала нам сцена воспоминания о молодости и взрыве любовных чувств? Обратите внимание на упоминание планетария, расположенного в бывшей церкви. Что автор хотел сказать такой «говорящей деталью» о героях и эпохе?
4) Что случилось с главным героем в третьем действии? Почему он всех оскорбляет? Как вы относитесь к сцене самоубийства?
5) В современной драматургии часто применяется прием перебивки планов: на сцене чередуется и настоящее. Зачем нужен этот прием в «Утиной охоте»? Что он осмыслить? Какова роль открытого финала пьесы?
ответ: В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально- политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр Первый, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из данных героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А.С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России — Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения: Петра I и Карла XII, Александр Сергеевич особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он — само действие:
...Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами...
Полную противоположность Петру представляет шведский король — Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не чувствует необходимости в победе, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля — Карла XII и непосредственного самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения — русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для
2. Императорский Казанский университет (специальность - восточная словесность)
3. "Детство", журнал "Современник"
4. 1863—1869
5. Роман-эпопея
6. Чехов, Некрасов, Тургенев, Анненков, Гончаров, Островский, Чернышевский, Герцен, Соллогуб, Лесков и Полонский, Бунин и Андреев, Короленко, Горький
7. Педагогический журнал "Ясная поляна"
8. Война и мир, Анна Каренина, Семейное счастье, Декабристы
9. За месяц до своей смерти Лев Толстой работал над третьим вариантом повести «Нет в мире виноватых», в 1910 были написаны статьи, рассказы "Ходынка", "Нечаянно", "Благодарная почва"
10. станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя