1. Как автор оценивает поведение куницы? Найдите в тексте описа-
ние материнских чувств Белогруд-
ки. Какой она была матерью?
2. Почему один из дней жизни Бе- 2.
логрудки писатель назвал «страш рос
ным днём »? Найдите в тексте опи-
сание чувства отчаяния куницы.
Чт
3. Как автор описывает действия 3.
НИ
Белогрудки, потерявшей своих де-
тёнышей? Найдите в тексте слова,
в которых автор говорит о кунице
совсем как о человеке, потеряв-
шем самое дорогое
семью.
4.
на
4. Какое чувство стала испыты-
вать Белогрудка к людям после
того, как увидела, что её котёнка
съела собака? Найдите в тексте
рассказа описание её ненависти и
мести.
5. Что в итоге произошло с куницей?
1. В сцене встречи Тараса Бульбы с сыновьями мне больше всего запомнился фрагмент, когда Тарас высмеивает свитки своих сыновей и говорит, что если оба побегут, то кто-нибудь да первым упадет. Свитки были очень длинные на Андрии и Остапе, поэтому Тарас считал, что сыновья обязательно запутаются в них. Этот диалог я считаю самым комичным в первой главе:
"— Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал он, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.
— Не смейся, не смейся, батько! — сказал наконец старший из них.
— Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?"
Объяснение:
Это тот самый «современный человек... с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом», о котором поэт позже упомянет в романе «Евгений Онегин». Вместе с тем в герое слились воедино желание свободы, ненависть к рабству:
Затмилась перед ним природа.
Прости, священная свобода!
Он раб...
Склонясь главой на камень,
Он ждет, чтоб с сумрачной зарёй
Погас печальной жизни пламень,
И жаждет сени1 гробовой.
Склонясь главой на камень,
Пленник бежал на Кавказ от светского общества, считая его никчёмным и пустым, надеясь обрести духовную свободу. Однако, попав в заточение и находясь в нём, он понял, что в цепях ему не быть свободным, что он не нашёл счастья. И даже любовь Черкешенки не в силах пробудить его чувства:
Но поздно: умер я для счастья,
Надежды призрак улетел;
Твой друг отвык от сладострастья,
Для нежных чувств окаменел...
Пушкин противопоставил героев друг другу силой чувств и сумел сделать так, что симпатии читателей оказались не на стороне героя, который обрёл свободу, но равнодушно отнёсся к смерти своей , а на стороне Черкешенки. Мы восхищаемся её милосердием, искренностью, преданностью, готовностью во имя любви позабыть о себе и всё потерять. Зная, что пленник любит другую, понимая, что не будет счастлива с ним, она предпочитает уйти из жизни, подарив счастье свободы любимому.
Вопросы и задания
1. Вы уже имеете представление о жизни и творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Подготовьте презентацию или сообщение о периоде их пребывания на Кавказе, опираясь на усвоенную информацию и дополнив её сведениями из Интернета, энциклопедий или справочников. Какие ещё произведения были написаны ими в это время?
2. Поэма «Кавказский пленник» посвящена Н. Н. Раевскому (младшему). Найдите информацию о дружбе А. С. Пушкина с его семьёй. Какую роль знакомство с этой семьёй сыграло в судьбе поэта?
3. Что мы узнаём о жизни Пленника до его появления на Кавказе ? Почему и с какой целью он оказался здесь? Найдите строки, обосновывающие ваш ответ. Жизнь какого литературного героя напоминает предыстория Пленника?
4. Чем занимался герой в плену? Расскажите о его отношениях с горцами. Найдите строки, подтверждающие взаимное уважение врагов друг к другу.
5. «Черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести. », - писал А. С. Пушкин. Согласны ли вы с автором? Какова, по-вашему, роль черкесской песни? Обоснуйте своё мнение.
1 Сень – то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или что-нибудь, покров.