В американской провинции живет мальчишка Том Сойер. Его воспитывает тетя Полли. Озорник Том сбегает с уроков, чтобы искупаться. Его выдает сводный брат Сид. В качестве наказания Тому дано задание – выкрасить забор. Сорванец расхваливает свое дело, и другие ребята начинают ему завидовать. Увлекательное занятие Том передает своим друзьям, получив взамен мальчишечьи ценности: осколок бутылки, пробку от графина, рукоятку ножа, дверную ручку.
Закончив с покраской забора, Том отправляется на прогулку. Он встречает прекрасную девочку, в которую влюбляется. В воскресной школе Том усердно изучает Евангелие и Библию. В церкви Том пытается произвести впечатление на Бекки Тэтчер, знанием религиозных текстов. Но, не ответив на простой вопрос судьи, Том впадает в отчаянье.
В школе мальчишка признается в любви Бекки. Он уговаривает ее на но происходит ссора из-за ревности. Том решает стать пиратом.
Ночью в компании Гека Финна Том отправляется на кладбище. Там мальчики наблюдают ссору доктора Робинсона, индейца Джо и пьяницы Мэффа Поттера, закончившуюся убийством и клянутся хранить тайну увиденного.
В городе идут разговоры о происшедшем. Том знает, кто убийца. Он впадает в уныние. Тетя считает его больным. Том не желает пить противное лекарство. Он заставляет кота выпить ложечку. Тетя Поли пытается пристыдить мальчика. На это она получает ответ, что над детьми тоже издеваться нельзя. Том прилежно посещает школу, но Бекки не обращает на него внимания. Тогда мальчик вместе с Джо Гарпером и Геком Финном решают стать пиратами и отправляются в плавание на плоту. Пока они развлекаются на острове, их считают утонувшими. Мальчики являются в церковь на собственные похороны. Том снова герой. Вызвав ревность Бекки, он возвращает ее расположение.
В школе Том видит, как Бекки достала из ящика учителя книгу. Подкравшись, он пугает девочку. Она рвет страницу. Бекки уверена, что Том расскажет правду и ей не избежать порки. Перед учителем мальчик берет вину на себя.
Накануне каникул учитель Доббинс особенно строг. Ребята решают отомстить ему. Они спускают на веревке кошку, которая поднимает когтями парик и обнажает лысину Доббинса.
На каникулах родители Бекки увезли девочку. Том заболевает. Оправившись от кори, он появляется на улице, где ему скучно. Том возвращает себе славу героя, выступив на суде. Он рассказывает об убийстве на кладбище правду и невинного Мэффа Поттера. Некоторое время Том страшится мести индейца. Вскоре его страх исчезает и с Геком он идет на поиски клада. В заброшенном доме бродяги, среди которых Джо, находят клад, но решают его перепрятать. Мальчики безуспешно ищут золото в гостинице в номере индейца.
Родители Бекки по возвращению в город устраивают праздник на пароходе. Том с подругой сбегают в пещеры. В это время Гек следит за Джо, который собирается отомстить вдове судьи за арест. Гек рассказывает об этом фермеру. На индейца устроена облава.
На пароходе потеряли Тома и Бекки, а они заблудились в пещере, устали, у них закончилась еда. Том отправляется на поиски выхода. Он видит свет, который оказывается пламенем свечи в руках Джо. Том убегает от индейца. Вновь отправившись на поиски, он находит выход. Дверь в пещеру запирают, но там остается Джо. Тому жаль индейца, погибшего от голода в пещере, но он знает, где тот спрятал золото. Гек и Том становятся самыми богатыми мальчиками.
Вдова Дуглас, обязанная Геку своим берет его под опеку. Но мальчик не может жить без свободы и приключений и сбегает. Том уговаривает друга вернуться. Мальчики планируют создать шайку благородных разбойников.
«Вот злонравия достойные плоды». Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д.И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с соблюдением всех требований данного направления. Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трёх единств. Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Простаковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам, «людям». Про её жестокость и злонравие становится известно в «правительстве», то есть в официальных кругах. Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи. Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависимых от них крепостных. Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых. Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов. «Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни. Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства. Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием». Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!» Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!» Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России. Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещённого, который «служил России, её интересам, своему народу».
Закончив с покраской забора, Том отправляется на прогулку. Он встречает прекрасную девочку, в которую влюбляется. В воскресной школе Том усердно изучает Евангелие и Библию. В церкви Том пытается произвести впечатление на Бекки Тэтчер, знанием религиозных текстов. Но, не ответив на простой вопрос судьи, Том впадает в отчаянье.
В школе мальчишка признается в любви Бекки. Он уговаривает ее на но происходит ссора из-за ревности. Том решает стать пиратом.
Ночью в компании Гека Финна Том отправляется на кладбище. Там мальчики наблюдают ссору доктора Робинсона, индейца Джо и пьяницы Мэффа Поттера, закончившуюся убийством и клянутся хранить тайну увиденного.
В городе идут разговоры о происшедшем. Том знает, кто убийца. Он впадает в уныние. Тетя считает его больным. Том не желает пить противное лекарство. Он заставляет кота выпить ложечку. Тетя Поли пытается пристыдить мальчика. На это она получает ответ, что над детьми тоже издеваться нельзя. Том прилежно посещает школу, но Бекки не обращает на него внимания. Тогда мальчик вместе с Джо Гарпером и Геком Финном решают стать пиратами и отправляются в плавание на плоту. Пока они развлекаются на острове, их считают утонувшими. Мальчики являются в церковь на собственные похороны. Том снова герой. Вызвав ревность Бекки, он возвращает ее расположение.
В школе Том видит, как Бекки достала из ящика учителя книгу. Подкравшись, он пугает девочку. Она рвет страницу. Бекки уверена, что Том расскажет правду и ей не избежать порки. Перед учителем мальчик берет вину на себя.
Накануне каникул учитель Доббинс особенно строг. Ребята решают отомстить ему. Они спускают на веревке кошку, которая поднимает когтями парик и обнажает лысину Доббинса.
На каникулах родители Бекки увезли девочку. Том заболевает. Оправившись от кори, он появляется на улице, где ему скучно. Том возвращает себе славу героя, выступив на суде. Он рассказывает об убийстве на кладбище правду и невинного Мэффа Поттера. Некоторое время Том страшится мести индейца. Вскоре его страх исчезает и с Геком он идет на поиски клада. В заброшенном доме бродяги, среди которых Джо, находят клад, но решают его перепрятать. Мальчики безуспешно ищут золото в гостинице в номере индейца.
Родители Бекки по возвращению в город устраивают праздник на пароходе. Том с подругой сбегают в пещеры. В это время Гек следит за Джо, который собирается отомстить вдове судьи за арест. Гек рассказывает об этом фермеру. На индейца устроена облава.
На пароходе потеряли Тома и Бекки, а они заблудились в пещере, устали, у них закончилась еда. Том отправляется на поиски выхода. Он видит свет, который оказывается пламенем свечи в руках Джо. Том убегает от индейца. Вновь отправившись на поиски, он находит выход. Дверь в пещеру запирают, но там остается Джо. Тому жаль индейца, погибшего от голода в пещере, но он знает, где тот спрятал золото. Гек и Том становятся самыми богатыми мальчиками.
Вдова Дуглас, обязанная Геку своим берет его под опеку. Но мальчик не может жить без свободы и приключений и сбегает. Том уговаривает друга вернуться. Мальчики планируют создать шайку благородных разбойников.
«Вот злонравия достойные плоды». Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д.И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с соблюдением всех требований данного направления. Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трёх единств. Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Простаковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам, «людям». Про её жестокость и злонравие становится известно в «правительстве», то есть в официальных кругах. Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи. Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависимых от них крепостных. Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых. Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов. «Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни. Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства. Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием». Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!» Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!» Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России. Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещённого, который «служил России, её интересам, своему народу».