1 Где происходит действие рассказа? Назовите главных героев рассказа.
Кем они приходились друг другу? Откуда и куда шли дети?
2 Какое природное явление описывается в рассказе? Как автор описывает начало
грозы? (выпишите/прочитайте цитату.)
3 Чего больше всего хотелось Наташе? Как вёл себя Антошка? Что его интересовало
и чего он боялся?
4 Почему Наташа не побежала к дороге по ржи? Каким словом назвал автор рожь?
Почему? Почему дети, несмотря на опасность, не пошли через хлебное поле? О
каком отношении к хлебу говорит их поступок?
- Прочитайте пословицы:
* Хлеб-кормилец.
* Хлеб ногами топтать – народу голодать.
* Смелость города берёт.
* Друг познаётся в беде.
- Какие из пословиц подходят к 1-й части рассказа?
Во ко 2 части рассказа
Прочитайте о состоянии природы во время дождя. Какими стали небо, тучи?
( цитаты.)
- В чём проявилась забота Наташи о брате? Подтвердите словами текста.
В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только самый предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако последнюю правильнее называть фольклористикой.
Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. у нас господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Ломоносов одновременно был и выдающимся общественным деятелем. Много сил он отдал развитию науки в России, распространению знаний среди русского народа. Здесь Ломоносов выступает перед нами как неутомимый и энергичный борец против царских чиновников и духовенства, против всех, кто препятствовал развитию отечественной науки и распространению образования в России. Ломоносову фактически принадлежит заслуга в создании первого высшего учебного заведения в России — Московского университета.
В Академии наук Ломоносов вел борьбу против преклонения перед иностранцами, против правителя академической канцелярии Шумахера, препятствовавшего подготовке национальных кадров ученых, засорявшего Академию наук малоквалифицированными иностранными учеными.
Ломоносов оставил неизгладимый след в истории русской культуры. Это понимали передовые русские люди, восхищаясь его деятельностью, поднимая имя Ломоносова как патриотическое знамя русской самостоятельной культуры. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, — он все испытал и все проник» .