1. Докажите, что стихотворение Г. Адамовича обладает признаками . Постарайтесь найти в тексте характерные черты
жанра (не менее трех).
2. Какой поэт XIX века считается основоположником
жанра в русской литературе? Кто из поэтов XIX и XX вв.
развивает его традиции? Приведите не менее трех имен и назовите
стихотворения, которые подтверждают влияние этого автора на
русскую поэзию.
3. Очевидно, стихотворение Г. Адамовича воспринимается как
отсылка к известнейшим стихотворениям В.А. Жуковского и
М.Ю. Лермонтова. Что это за стихотворения? Что сближает
произведения трех авторов?
4. Для поэзии Г. Адамовича характерно наличие цитат из
произведений классиков русской литературы – прежде всего М.Ю.
Лермонтова. Прочитайте еще одно стихотворение Г. Адамовича и
укажите, какое произведение М.Ю. Лермонтова легло в его
основу. Кто из известных поэтов ХХ в. использовал строчки этого
же лермонтовского стихотворения в качестве эпиграфа к своему
произведению? Как вы полагаете, что сближает все три
стихотворения? Кто из поэтов спорит с Лермонтовым, а кто
развивает мотивы отчаяния, безысходности?
За все, за все
За все, за все . За войну,
За революцию и за изгнанье.
За равнодушно-светлую страну,
Где мы теперь «влачим существованье».
Нет доли сладостней — все потерять.
Нет радостней судьбы — скитальцем стать,
И никогда ты к небу не был ближе,
Чем здесь, устав скучать,
Устав дышать,
Без сил, без денег,
Без любви, в Париже…
1928 г.
5. В стихотворении Г. Адамовича угадывается еще один
литературный план – сюжет знаменитого произведения
А.С. Пушкина. Что это за произведение? Какие образы и детали
убеждают Вас в диалоге поэта с Пушкиным?
6. Как вы полагаете, почему в стихотворении Г. Адамовича
появляется мотив забвения, утраты памяти («И то, что забыла
Россия, тогда вспоминается мне»)? Какое настроение преобладает
в стихотворении? При ответе на этот вопрос обратитесь к
биографии Г. Адамовича – поэта-эмигранта. Можете ли вы
назвать имена наиболее известных поэтов – представителей
первого поколения эмиграции?
7. В стихотворении очень мало метафор и иных средств
художественной выразительности – и, очевидно, подобный отказ
от «украшений», «поэтизмов» воспринимается как осознанный
прием. Выпишите примеры тропов из стихотворения и поясните
их роль. Для какого поэтического объединения 1910-х гг. было
характерно стремление к художественному лаконизму,
стройности, «оголенности» словесного ряда? Кто был лидером
данного объединения? Назовите основных представителей и тех,
кто примкнул к объединению позже. Приведите имена тех из них,
кто, как и Адамович, вынужден был покинуть страну.
Карело-финский эпос Калевала сложился в 1 тысячелетии н.э.,при переходе восточно-финских племен от общинно-родового строя к классовому обществу. Литературно обработал и записал эпос "Калевала" Элиас Лёнрот,в 19 веке.Эпос состоит из 50 магических древних рун.Древние руны рассказывают обо всём на свете,что и где происходило, судьбы людей и народов,важные события.Магические знаки, чем написаны руны,повествуют о судьбах людей,чувствах,бедах и радостях людских.
Герои эпоса:кузнец Ильмаринен, злая старуха Лоухи,три богатыря Калевы,Старец Вяйнямёйнен-главный герой, первочеловек, бог Укко, красавица Кюллики,девочка невольница,чародей Лемминкяйнен. Стихии эпоса-тьма-мрак,холод-мороз,ветер.Страна Похъёла,царство мрака злой Лоухи-северная точка страны.Страна Калевала-светлая и добрая,южная точка страны.
Богатыри Калевы сватались к дочерям Лоухи.Злая старуха Лоухи заказала женихам дочери сделать чудесную мельницу Сампо. Тому,кто выкует мельницу,она обещала отдать замуж дочь.Мельница символически обозначает виды занятий людей-охоту,земледелие ,разведение коров и овцеводство.Сампо сделала бы могущественной старуху Лоухи,облегчив труд и увеличив свои богатства.
Никто не брался за работу,только кузнец решил попробовать.Работа кузнеца шла очень тяжело и долго.
"И мехи рабы качают,
Сильно угли раздувают;
Так три дня проводят летних
И без отдыха три ночи;"
Четыре раза кузнец переделывал свою работу,у него выходили лук, лодка, корова и плуг.Все имели изъяны,возвращали кузнеца в символизируя войны,завоевания,бесхозное разведение животных,расхищение чужого добра.Только с пятого раза кузнец выковал волшебную мельницу.
Старуха Лоухи обманула кузнеца,его высмеяли и отобрали Сампо,а самого выгнали из северной страны.Три богатыря Калевы забрали мельницу,но она разбилась на тысячу кусочков,которые утонули в море.Иногда море выбрасывало на берег Калевалы кусочки волшебной мельницы,а мудрый старец видел волшебство осколков Сампо и радовался процветанию своего края.