1. Что разделяло, а что сближало Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилу Петровича Троекурова? Из-за чего произошла их ссора? 2. Как ведёт себя Шабашкин у Троекурова? С какими интонациями он говорит? Как это его характеризует?
3. Перечитайте ещё раз сцену суда. Как встречают в суде обоих помещиков? Какую цель преследовал Троекуров, организуя суд, и чем закончилась его затея?
4. Как автор описывает отношение крестьян и дворовых людей Кистенёвки к своему молодому барину? Почему Владимир решился на поджог своего имения?
5. Дайте оценку поступкам кузнеца Архипа.
6. Что подразумевает А. Пушкин, когда говорит о «благородных увеселениях русского барина»?
7. Можно ли Дубровского назвать благородным разбойником? Возможно ли такое сочетание?
8. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?
9. Что произошло во время свидания Дубровского с Машей?
10. Что помешало Дубровскому Машу от брака с нелюбимым человеком?
11. Почему Маша отказалась последовать за Дубровским, когда он остановил её карету после венчания? Если бы Маша осталась с Дубровским, смогла бы она быть счастлива?
Метафори:вигравати в уяві,шкірити зуби,накинути оком,голубінь неба заглядає в синь лісового озера,заступали путь,надщербити несхитність,стрілка гойднулась в нашу сторону,кирпу гнути,докори совісті вгризалися в душу.
Епітети:привабливі веселкові барви,хвацькі й отчайдушні мандрівники,пошарпаний велосипед,зворушлива сцена,розчервонілий вусатий здоровань,мовчазний таємничий ліс,казковими велетами,розлючене обличчя,здоровенних і страшних лап
Порівняння:задимів мов і не було,мов йому замакітрилось,сліди лап,мов від крокодила,став,мов укопаний.
Фразеологізми:сісти на шию,брати на клини,нам яти вуха
Началось всё с того, что я упала прямо в коридоре около класса. Все вокруг засмеялись и начали подшучивать надо мной. Во-первых, мне было больно, а во-вторых, мне было очень обидно. Что смешного в том, что человек упал? Ему же больно и немного стыдно. Но хуже всего было то, что моя подруга Наташка смеялась вместе со всеми. От обиды я расплакалась и пересела за другую парту. Я решила, что больше никогда не буду с ней дружить.
После урока Наташа подошла ко мне. Я отвернулась. Она молча сидела около меня и вдруг тоже заплакала.
- Прости меня, - всхлипывала Наташка. - Не знаю, почему я засмеялась. Прости.
Мне стала так жалко подружку, что я забыла про свою обиду и простила её.
Домой мы пошли вместе.