1. Чем будет отличаться настроение, с которым надо читать первую и вторую строфы? Какие слова в них необходимо выделить, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе? 2. Почему между третьей и четвертой строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с каким поэт показывает красоту зимнего пейзажа, а какое - испытывает в озаренной комнате? 3. Какие звуки встречаются в четвертой строфе чаще всего и что они передают? Как ты прочитаешь заключительную строфу? Почему? Какова композиция стихотворения? Как она автору раскрыть идею? Зимний Вечер
занятие организовано в виде суда, на котором ученики выступают в различных ролях: обвинения, защиты, свидетелей. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что невозможно однозначно назвать Емельяна Пугачева разбойником или народным героем. «Не могу изъяснить то, что я (Гринев) чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал и его голову, пока еще было время».
Схватка с рысью, гроза и многое другое заставило б любого человека остановиться, повернуться на 180 градусов и пойти обратно в монастырь. Но Мцыри не сдаётся, так как он чувствует сязь между этой природой и собой, как будто это для него заслуженное испытание. Которое он и в награду получил счастье встретить девушку небывалой красоты. Но он вернулся в монастырь, так как этот шаг на пути к свободе он сделал слишком поздно. Он не успел. Уже поздно что-либо менять. И он не сможет насладиться свободной жизнью.