1.2.5. что сближает стихотворение «море» в.а. жуковского с ниже стихотворением ф.и. тютчева «как хорошо ты, о море »? как хорошо ты, о море ночное, — здесь лучезарно, там сизо- в лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет на бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и тусклым сияньем облитое море, как хорошо ты в безлюдье ночном! зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты? волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты. в этом волнении, в этом сиянье, весь, как во сне, я потерян стою — о, как охотно бы в их обаянье всю потопил бы я душу (ф.и. тютчев)
В элегии Жуковского море оказывается символом жизни – свободной в своих проявлениях, изменчивой, таинственной, недоступной пониманию человека: ответов на вопросы, обращенные к стихии, лирический герой не получает. Возможно, море – это еще и человеческая душа, которую «из земныя неволи» «тянет» к себе небо…
Элегия Тютчева начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе» , оно мощно в «грохоте и громе» . Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды» . Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря.
Оба поэта передают свои чувства и переживания с водной стихии.