Взаимодействие солей с кислотами.
Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами.
Запишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде:
1 . Нитрат серебра и соляная кислота;
2 . Карбонат калия и азотная кислота;
3 . Нитрат натрия и соляная кислота.
Сделайте вывод: соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется или
Взаимодействие солей с щелочами.
Рассмотрите реакцию взаимодействия хлорида железа (III) с гидроксидом калия с позиции электролитической диссоциации.
Сделайте вывод: соли реагируют с щелочами в том случае, если образуется .
Взаимодействие солей друг с другом.
Рассмотрите с позиции электролитической диссоциации следующие реакции:
А) BaCl2 + Na2SO4 →
Б) NaCl + K2NO3 →
Сделайте вывод: Соли реагируют с солями в том случае, если образуется .
Взаимодействие растворов солей с металлами.
Допишите возможные уравнения реакций:
CuSO4+ Zn→
FeSO4 + Cu→
Сделайте вывод. Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:
Каждый металл вытесняет из растворов другие металлы, находящиеся в ряду напряжений его;
В результате реакции должна образоваться соль;
Основные этапы развития химии
При хронологическом подходе историю химии принято подразделять на несколько периодов. Следует учитывать, что периодизация истории химии, будучи достаточно условной и относительной, имеет скорее дидактический смысл. При этом на поздних этапах развития науки (в случае химии – уже с начала XIX века) в связи с её дифференциацией неизбежны отступления от хронологического порядка изложения, поскольку приходится отдельно рассматривать развитие каждого из основных разделов науки.
Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:
1. Предалхимический период: до III в. н.э.
В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.
2. Алхимический период: III – XVII вв.
Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую(греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.
3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.
4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.
Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.
5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.*
Период классической химии характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.
* В большинстве учебников и учебных пособий при рассмотрении периодизации истории химии за периодом количественных законов следует современный период. Однако, по мнению автора, это не совсем корректно, т. к. в начале XX в. теоретические основания химии претерпели существеннейшие изменения. Вторая половина XIX в. является чрезвычайно важным особым этапом развития химических знаний. В этот период окончательно формируется атомно-молекулярная теория и учение о химических элементах, классические разделы химии, создаётся периодический закон, возникают две новых концептуальных системы химии – структурная химия и учение о химическом процессе.
6. Современный период: с начала XX века по настоящее время
В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Успехи физики в начале XX века позволили понять причины периодичности свойств элементов и их соединений, объяснить природу валентных сил и создать теории химической связи между атомами. Появление принципиально новых физических методов исследования предоставило химикам невиданные ранее возможности для изучения состава, структуры и реакционной вещества. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.
1. NaCl - поваренная соль - добавляется в пищу для придания ей вкуса.
2. NaHCO3 - пищевая сода - добавляется в тесто, используется как моющее средство.
3. Na2CO3 - кальцинированная сода - используется как моющее средство.
4. СН3СООН - уксусная кислота - консервирующее средство для домашних заготовок, специя для салатов.
5. СН3СH2ОН - этиловый спирт - дезинфицирующее средство, так же слабый, официально разрешенный наркотик - можно употреблять для поднятия настроения.
6. Сахар - для изготовления кондитерских изделий, чайку попить.
7. Na2SiO3 - силикатный или канцелярский клей - клеит бумагу и стекло.
8. W - вольфрам - материал нитей в лампочках накаливания.
9. Fe - железо - из него делают молоток, гвозди и еще много разных полезных предметов.
10. Al - алюминий - есть еще такие ложки и кастрюли...
11. NaOH - гидроксид натрия - первое средство, если засорилась канализационная труба.
12. Н2О - вода - например, чай сделать, борщ сварить, можно и так пить.
13. Полистирол - на основе его композиции сделан, например, корпус телевизора.
14. Полиэтилен - из него делают множество упаковочных материалов.
15. Поливинилхлорид - распространенный изоляционный материал для проводов.