• В химической лаборатории Сергей и Жанна приготовили растворы серной кислоты и азотистой кислоты для дальнейших опытов. Сергей заметил, что Жанна записала уравнение диссоциации азотистой кислоты так же, как и для серной кислоты. Что неправильно сделала Жанна в записи уравнения диссоциации азотистой кислоты? Предложите, как нужно исправить записи.
а) Закончить уравнение реакции, записать сокращённое ионно-молекулярное
Fe(OH)3↓ + H2SO4 =
По сокращенному - ионно-молекулярному уравнению составить молекулярное
2 Cu2-- + 2 CO32- + 2 H2 O = [Cu(OH)]2CO3↓ + HCO3- + Н+
Записать уравнения гидролиза соли K2SO3 (молекулярные, ионно- молекулярные,
сокращённые ионно-молекулярные) по всем ступеням. Указать окраску
универсального индикатора в растворе этой соли, определить направление
смещения равновесия гидролиза при:
а) подкислении раствора
б) подщелачивании раствора;
Рассчитать pH в 0,05 н растворе этой соли.Рассчитать pH раствора, в 10 л которого содержится 1,46 г HCl (α=100%).
Какова молярность раствора Ba(OH)2, pH которого равен 13? (α=100%).
а) Закончить уравнение реакции, записать сокращённое ионно-молекулярное
Fe(OH)3↓ + H2SO4 =
По сокращенному - ионно-молекулярному уравнению составить молекулярное
2 Cu2-- + 2 CO32- + 2 H2 O = [Cu(OH)]2CO3↓ + HCO3- + Н+
Записать уравнения гидролиза соли K2SO3 (молекулярные, ионно- молекулярные,
сокращённые ионно-молекулярные) по всем ступеням. Указать окраску
универсального индикатора в растворе этой соли, определить направление
смещения равновесия гидролиза при:
а) подкислении раствора
б) подщелачивании раствора;
Рассчитать pH в 0,05 н растворе этой соли.
ответ:/
Объяснение:
Цель. Расширить и углубить представление учащихся о растворах и процессах растворения.
Образовательные задачи: определить, что такое раствор, рассмотреть процесс растворения – как физико – химический процесс; расширить представление о строении веществ и химических процессах, происходящих в растворах; рассмотреть основные виды растворов.
Развивающие задачи:Продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умение делать выводы на основе лабораторной работы.
Воспитательные задачи: воспитывать мировоззрение у обучающихся через изучение процессов растворимости, так как растворимость веществ важная характеристика для приготовления растворов в быту, медицине и других важных отраслях промышленности и жизни человека.
Ход урока.
Что такое раствор? Как приготовить раствор?
Опыт №1. В стакан с водой поместить кристалл перманганата калия. Что наблюдаем? К какому явлению относится процесс растворения?
Опыт №2.Налить в пробирку 5 мл воды. Затем добавить 15 капель концентрированной серной кислоты (H2SO4конц.). Что наблюдаем? (ответ: пробирка нагрелась, протекает экзотермическая реакция, значит, растворение химический процесс).
Опыт №3. В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).
Процесс растворения рассматривают как физико-химический процесс.
Стр. 211 заполнить таблицу.
Растворимость твердых веществ в воде зависит:
Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Порядок выполнения:
В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема).
Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Рис.126 стр. 213
А) растворимость хлорида калия при 30 0С составляет 40 г
при 65 0С составляет 50 г.
Б) растворимость сульфата калия при 40 0С составляет 10 г
при 800С составляет 20 г.
В) растворимость хлорида бария при 90 0С составляет 60 г
при 00С составляет 30 г.
Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
В 3 пробирки с веществами: хлорид кальция, гидроксид кальция, карбонат кальция, прилейте по 5 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
таким образом, процесс растворения зависит от природы растворенного вещества:
- хорошо растворимые: (по три примера)
- малорастворимые:
- практически нерастворимые:
3) Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
В 2 пробирки с медным купоросом прилейте в 5 мл спирта (№1) и 5 мл воды (№2),
закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и
веществ растворяться в разных растворителях.
Виды растворов:
Насыщенный раствор – это раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется.
Ненасыщенный – это раствор, в котором при данной температуре вещество может еще растворяться.
Пересыщенный – это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры.
Как-то утром я проспал.
В школу быстро собирался:
Чай холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко,
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.
Выделите виды растворов в стихотворении. Что необходимо сделать, чтобы сахар полностью растворился в чае.
Физико - химическая теория растворов.
Растворенное вещество при растворении с водой образует гидраты.
Гидраты-это непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.
При растворении происходит поглощение или выделение теплоты.
При повышении температуры растворимость веществ увеличивается.
Состав гидратов непостоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах.
Кристаллогидраты – соли, в состав которых входит вода.
Медный купорос CuSO4∙5H2O
Сода Na2CO3∙ 10H2O
Гипс CaSO4∙2H2O
Задачи:
Растворимость хлорида калия в воде при 60 0С равна 50г. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
Определите растворимость сульфата калия при 80 0С. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
161 г глауберовой соли растворили в 180 л воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
Домашнее задание. Параграф 35
Сообщения.
- удивительные свойства воды;
- вода – самое ценное соединение;
- использование воды в промышленности;
- искусственное получение пресной воды;
-борьба за чистоту воды.