Тема. Теорія будови органічних сполук. Вуглеводні Варіант I
Завдання з однією правильною відповіддю
1. Гомологи мають:
а) подібну будову, але різні властивості;
б) різну будову, але однакові властивості;
в) подібну будову і подібні властивості;
г) різну будову і різні властивості.
2. Укажіть тип хімічного зв’язку, найбільш характерного для органічних сполук:
а) металічний;
б) йонний;
в) водневий;
г) ковалентний.
3. Укажіть формулу радикалу бутилу:
а) C4H9-;
б) C2H5-;
в) CH3-;
г) С3Н7 -.
4. Укажіть формулу октану:
а) C7H16;
б) C8H18;
в) C9H20;
г) C10H22.
5. Укажіть, до якого типу належить реакція брому з етаном:
а) сполучення;
б) розкладу;
в) обміну;
г) заміщення.
6. Укажіть кількість атомів Карбону в речовині 2-метилпентан:
а) 5;
б) 4;
в) 6;
г) 7.
7. Укажіть, який насичений вуглеводень за нормальних умов є рідиною:
а) пропан;
б) метан;
в) етан;
г) гексан.
8. Укажіть формулу алкану, який містить 15 атомів Карбону:
а) C15H30;
б) C15H32;
в) C15H28;
г) C15H24.
9. Обчисліть масову частку Карбону в етані:
а) 20 %;
б) 92 %;
в) 86 %;
г) 80 %.
10. Обчисліть відносну густину за воднем пропану:
а) 36;
б) 44;
в) 18;
г) 22.
Завдання з двома правильними відповідями
11. Укажіть формули гомологів етану:
а) гексан;
б) пентен;
в) пропін;
г) пропан.
12. Укажіть формули алканів:
а) C12H26;
б) C16H32;
в) C14H28;
г) C18H38.
13. Визначте речовини X і Y у схемі реакцій
а) Вr2;
б) HBr;
в) C2H5Br;
г) C2H4Br2.
14. Укажіть реакції, не характерні для етану:
а) заміщення;
б) полімеризація;
в) горіння;
г) приєднання.
Завдання на встановлення відповідності
15. Встановіть відповідність між реагентами і продуктами реакцій.
Реагенти
Продукти реакцій
16. Деякий вуглеводень CxHy містить 83,3 % Карбону, а відносна густина його за киснем становить 2,25. Встановіть відповідність величин і значень.
а) 5
б) 16,7
в) 72
г) 12
д) 10
Завдання з відкритою відповіддю
17. Скласти формули алканів за назвами:
а) 4-етил-3-метилоктан;
б) 4-етил-3,3-диметилнонан.
18. Дайте назву речовині за формулою:
19. Виведіть формулу вуглеводню, якщо масова частка Гідрогену в ньому 18,2 %.
20. Під час спалювання 0,29 г органічної речовини одержали 448 мл вуглекислого газу (н. у.) і 0,45 г води. Відносна густина пари речовини за повітрям 2. Визначте формулу речовини.
На сегодняшний день в различных отраслях хозяйства применение ферментов является передовым достижением. Особое значение ферменты нашли в пищевой промышленности. Ведь именно из-за наличия ферментов в тесте происходит его поднятие и разбухание. Как известно, разбухание теста происходит под действием углекислого газа CO2, который в свою очередь образуется в результате разложения крахмала под действием фермента амилазы, которая уже содержится в муке. Но в муке этого фермента не достаточно, его, обычно, добавляют. Ещё один фермент протеазы, придающий тесту клейковину удержанию углекислого газа в тесте.
Изготовление алкогольных напитков также не обходится без участия ферментов. В этом случае широко применяются ферменты, которые находятся в дрожжах. Разнообразие сортов пива получают именно различными комбинациями комплексных соединений ферментов. Ферменты, также участвуют в растворении осадков в спиртных напитках, например, чтобы в пиве не появлялся осадок в него добавляют протеазы (папаин, пепсин), которые растворяют выпадающие в осадок белковые соединения.
Производство кисломолочных продуктов, например, простокваши, основана на химическом превращении лактозы (то есть молочного сахара) в молочную кислоту. Кефир производят подобным образом, но производственной особенностью является то, что берут не только кисломолочные бактерии, но и дрожжи. В результата переработки лактозы образуется не только молочная кислоты, но ещё и этиловый спирт. При получении кефира происходит ещё одна достаточно полезная для организма человека реакция - это гидролиз белков, что в последствии употребления человеком кефира его лучшему усвоению.
Производство сыра тоже связано с ферментами. Молоко содержит белок - казеин, который в процессе химической реакции под действием протеаз изменяется, и в результате реакции выпадает в осадок.
Протеазы широко используют для обработки кожевельного сырья. Его производить гидролиз белков (расщепление белков) широко применяют для выведения стойких пятен от шоколада, соусов, крови и т.д. Фермент целлюлаза - используется в стиральных порошках. Он удалять "катышки" с поверхности тканей. Важной особенностью стирки с порошками, содержащими целые комплексы ферментов, является то, что стирка в должна выполняться в тёплой, но не горячей воде, так как горячая вода для ферментов является губительной.
Применение ферментов в медицине связано с их заживлять раны, растворять образующиеся тромбы. Иногда ферменты умышленно вводят в организм для их активизации, а иногда из-за излишней активности ферментов, могут вводить вещества, которые действуют как ингибиторы (вещества, замедляющие протекание химических реакций). Например, под действием отдельных ингибиторов, бактерии теряют размножаться и расти.
Применение ферментов в медицине также связано с проведением различных анализов по определению заболеваний. В этом случае ферменты играют роль веществ, вступающих в химическое взаимодействие или химическим превращениям в физиологических жидкостях организма. В результате получаются определённые продукты химических реакций, по которым в лабораториях распознают наличие того или иного возбудителя заболевания. Среди таких ферментов и их применения наиболее известен фермент глюкозооксидаза который позволяет определить наличие сахара в моче или крови человека. Кроме того, наравне с отмеченным, существуют ферменты, которые определять наличие алкоголя в крови. Этот фермент называется алкогольдегидрогеназа
Даны вещества: Fe, H3PO4, H2SO4 (р-р), NaOH, FeCl3, H2O2. Используя воду и необходимые вещества
только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II).
Во-первых надо знать генетические связи между классами неорганических соединений. Тобишь как получить какое-либо вещество или что получится при реакции двух каких-то веществ. Табличка ниже есть, просмотри её.
Нам надо сделать гидроксид железа, его можно получить при взаимодействии, например, щелочи и соли. Тут нужны вещества с Fe (II) и группой OH. (растворимое основание)
Потом смотришь на данные вещества и думаешь, как в две стадии, тобишь двумя реакциями получить гидроксид железа. Нужно помнить, что реакция имеет смысл, когда выпадает осадок, образуется вода, выделяется газ, растворяется осадок, индикатор меняет окраску (если индикатор дан в задании)
Как уже было сказано, нужны вещества с Fe валентностью два и группой OH. Вещество с группой OH у нас уже есть, это гидроксид натрия. Далее нам нужно вещество с Fe. У нас есть хлорид железа (III), но мы его взять не можем, так как нам нужно две стадии, да и железо в соединении трёхвалентное. Значит нам нужно получить соль с двухвалентным железом. Её можно получить используя простое вещество железо и серную кислоту. Кислота разбавленная, значит всё ок и она ведёт себя как обычная кислота.
Далее нужно записать эти уравнения.
1) Fe + H2SO4 (разб) = FeSO4 + H2
2) FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4
Далее в этом задании надо указать признаки реакций. Прикреплю табличку с признаками, их надо тупо запомнить.
1) В результате первой реакции выделился газ без цвета, вкуса и запаха. Это водород.
2) В результате второй реакции выпал зеленоватый осадок.
Потом в этом задании нужно разобрать одно уравнение в ионном виде. Возьмём второе, например. В скобках заряды написаны.
Fe(2+) + SO4(2-) + 2Na(+) + 2OH(-) = Fe(OH)2 + 2Na(+) + SO4(2-)
Сокращаем.
Fe(2+) + 2OH(-) = Fe(OH)2
Всё.