Среди приведенных ниже элементов наибольший радиус имеет атом:
1) F 2) С13) Вг4) S
5. Наибольшее значение электроотрицательности имеет:
1) Si 2) Р 3)С1 4) S
6. Металлами являются вещества, образованные атомами каждого из двух химических элементов:
1) C и Na 2) К и Нg 3) Nа и Р 4) F и I
7. Ковалентная полярная связь характерна для вещества, формула которого:
1) O2 2) ВаS 3)Н2О 4) КСl
ответами к заданиям №8-9 является последовательность цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите полученные цифры в соответствующем порядке. Цифры могут повторяться.
8. Установите соответствие между характеристиками строения атома и обозначениями периодической системы Д.И. Менделеева.
СТРОЕНИЕ АТОМА
ОБОЗНАЧЕНИЕ В ПСХЭ
А) заряд ядра атома
Б) общее количество электронов а атоме
В) количество энергети¬ческих уровней в атоме
Г) количество электронов на внешнем энергети¬ческом уровне в атоме 1) номер группы
2) атомная масса
3) порядковый номер химического элемента
4) номер периода
9. Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктами реакций.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) Mg + HCl→
Б) Mg(OH)2 + HCl →
В) MgO+ HCl→ 1) MgOHCl
2) Mg(OH)2 + H2
3) MgCl2 + H2
4) MgCl + H2O
5) MgH 2 + Cl2
А Б В
При выполнении задания № 10 подробно запишите ход его решения и полученный результат.
10. Какой объем водорода выделится (н.у.) при взаимодействии 13 г цинка с избытком раствора соляной кислоты? Запишите ответ с точностью до сотых.
11. Составьте уравнения следующих превращений:
карбонат натрия → карбонат кальция → оксид кальция → нитрат кальция
07.05.20 Итоговое тестирование (выполняйте в рабочих тетрадях)
Вариант 2
При выполнении заданий № 1-7 выберите один правильный ответ.
1. Углерод расположен в одном периоде с:
1) кислородом2) кремнием3) алюминием4) фосфором
2. Ядро атома натрия (23Nа) образовано:
1)12 протонами и 11 электронами3) 12 протонами и 11 нейтронами
2) 11 нейтронами и 12 электронами4) 11 протонами и 12 нейтронами
3. Распределение электронов по электронным слоям 2, 8, 5 соответ¬ствует атому:
1) фосфора 2) бора 3) фтора 4) азота
4. Среди приведенных ниже элементов наибольший радиус имеет атом:
1) Li 2) Rb 3) K 4) Na
5. Наибольшее значение электроотрицательности имеет:
1) Se2) О 3) Те 4) S
6. Неметаллами являются вещества, образованные атома¬ми каждого из двух химических элементов:
1) Са и Cu2)С и Si 3) Nи Аu 4) А1 и О
7.Ковалентная неполярная связь характерна для вещества, форму¬ла которого:
1) К2O 2) ВаS 3) Cl2 4) NaCl
ответами к заданиям №8-9 является последовательность цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите полученные цифры в соответствующем порядке. Цифры могут повторяться.
8. Установите соответствие между характеристиками строения атома и обозначениями периодической системы Д.И. Менделеева.
СТРОЕНИЕ АТОМА
ОБОЗНАЧЕНИЕ В ПСХЭ
А) заряд ядра атома
Б) общее количество электронов а атоме
В) количество энергети¬ческих уровней в атоме
Г) количество электронов на внешнем энергети¬ческом уровне в атоме 1) порядковый номер химического элемента
2) номер периода
3) номер группы
4) атомная масса
9. Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктами реакций.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) Ca + HCl→
Б) CuO + HCl →
В) Cu(OH)2 + HCl→ 1) CaH2 + Cl2
2) CaCl2 + H2
3) CuCl2 + H2
4) CuCl2 + H2O
5) CuOH + Cl2
А Б В
При выполнении задания № 10 подробно запишите ход его решения и полученный
Хи́мия (от араб. کيمياء, произошедшего, предположительно, от египетского слова Кемет (транслит. егип. Kmt) (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца — Та-Кемет — «чёрная земля» (егип. tA-kmt)[1][2][3]; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος — „сок“, „эссенция“, „влага“, „вкус“, др.-греч. χυμα — „сплав (металлов)“, „литьё“, „поток“, др.-греч. χυμευσις — „смешивание“) — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука, изучающая вещества, также их состав и строение, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются. Поскольку все вещества состоят из атомов, которые благодаря химическим связям формировать молекулы, то химия занимается, прежде всего, рассмотрением перечисленных выше задач на атомно-молекулярном уровне, то есть на уровне химических элементов и их соединений. Химия имеет немало связей с физикой и биологией, по сути граница между ними условна[4], а пограничные области изучаются квантовой химией, химической физикой, физической химией, геохимией, биохимией и другими науками.
Окружающая природная среда (ОПС) - это вся земная природа, окружающая человека, где естественные факторы функционируют в органическом единстве с продуктами человеческого труда.
Загрязнители (загрязняющие вещества - ЗВ, поллютанты, токсичные, опасные или вредные вещества) - это неутилизированные материальные и энергетические отходы производства, а также естественные компоненты, нехарактерные для данной среды, оказывающие нежелательное действие на человека и ценные для него ресурсы живой (биотической) и неживой (абиотической) природы. К основным ЗВ обычно относят: взвешенные частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид углерода, углеводороды и др.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) - это экологический норматив, максимальная концентрация 3В в элементах ландшафта, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени не вызывает негативных воздействий на организм человека или другого рецептора (определенный вид животных, растениЗагрязнение - неблагоприятное изменение окружения, являющегося побочным результатом деятельности человека. Привнесение в среду новых, не характерных для нее физических, химических или биологических компонентов или превышение естественного многолетнего содержания этих компонентов. Воздух, вода, почва - объекты загрязнения. Растения, животные микроорганизмы, человек.
Классификация загрязнений:
1. Индигриентное (химическое) ? неорганические и органические вещества.
2. Параметрическое (физическое) ? тепловое, световое ЭМ, шумовое, радиационное.
3. Биотическое (на популяции).
4. Стационарное деструкционное изменение ландшафта.
Главные загрязнители биосферы:
1. CO2 - парниковый эффект.
2. CO - баланс верхних слоев.
3. NxOy (N20, NO, N2O3, NO2, N2O5) - смог, респираторные заболевания.
4. SO2.
5. Фосфаты (гидросфера).
6. Тяжелые металлы Hg, Pb.
7. Нефть и нефтепродукты.
8. Пестициды.
9. Радиация.
Технологические причины глобального загрязнения:
1. Осваивание невозобновимых и возобновимых природных ресурсов.
2. Строительные и горные работы.
3. Сжигание топлива.
4. Производство минеральных удобрений.
5. Развитие химической промышленности.
6. Несовершенство технологий.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых
- превышают нормативы, установленные для химических и иных веществ, а также для микроорганизмов;
- оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Все виды загрязнителей можно разделить по их природе на:
- Физические (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное)
- Химические (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества) - тяжелые металлы, пестициды, нефть и нефтепродукты;
- Биологические (биогенное, микробиологическое, генетическое)
- Информационные (информационный шум, ложная информация, факторы беспокой-ства)
По происхождению загрязняющие вещества делятся на:
- загрязняющие вещества природного происхождения - попадающие в природную среду в результате естественных, обычно катастрофических процессов (пример - загрязнение прилегающих территорий пеплом при извержении вулкана)
- загрязняющие вещества антропогенного происхождения.
По характеру загрязняющие вещества делятся на:
- первичные (поступившие в окружающую среду непосредственно из источников за-грязнения)
- вторичные, образующиеся из первичных в объектах окружающей среды в результа-те биогенных и абиогенных трансформаций.
Наиболее распространёнными антропогенными загрязняющими веществами являются:
- в атмосфере - кислые газы (диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота), взвешен-ные частицы (сажа, аэрозоли кислот и соединений тяжёлых металлов), органические соединения, в том числе формирующие фотохимический смог и разрушающие озоно-вый слой атмосферы, пары нефтепродуктов.
- в гидросфере - растворимые соли тяжёлых металлов, органические соединения, неф-тепродукты.