Сегодня выполним следующую практическую работу "Решение экспериментальных задач". Эксперимент по понятным причинам мы выполнить не сможем. Но вы хорошо знаете,что прежде чем выполнять опыт, нужно его "выполнить" теоретически, то есть подумать, какие реактивы нужно использовать и написать уравнения соответствующих реакций. Это вы и должны сегодня сделать. Итак:
Тема: решение экспериментальных задач.
Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде; ряд активности металлов; набор реактивов (индикаторы (для зад. 1); Zn (для зад. 2); HCl (для зад. 3); индикаторы и H2SO4 (для зад. 4).
Прежде чем перейти к выполнению работы, вспомните:
1. Как с индикаторов ( лакмусу, фенолфталеина, метилоранжу) распознать растворы кислот, щелочей, солей?
2. Все ли металлы реагируют с кислотами и солями? Как теоретически это определить?
3. Как с таблицы растворимости определить растворимое/нерастворимое (осадок) вещество?
Внимание! К каждому опыту пишете соответствующий признак реакции (либо изменение цвета, либо выпадение осадка ↓ , либо выделение газа и др.).
Задача 1. В трех пробирках имеются растворы натрий гидроксида, соляной кислоты и воды. Как определить каждое из этих веществ? Опишите ход ваших действий. Опишите признаки реакций.
Задача 2. В двух пробирках имеются бесцветные растворы : серной кислоты и натрий сульфата. Как определить каждый из них? Опишите ход ваших действий и напишите уравнения реакций. Опишите признаки реакций.
Задача 3. В двух пробирках имеются растворы солей: натрий карбоната и натрий хлорида. Как определить каждый из них? Опишите ход ваших действий и напишите уравнения реакций. Опишите признаки реакций.
Задача 4. В трех пробирках есть такие растворы: соляной кислоты, калий хлорид, барий хлорида. как определить каждый из них? Опишите ход ваших действий и напишите уравнения реакций. Опишите признаки реакций.
Задача 5. Напишите уравнения реакций согласно следующей схемы:
Кислотный оксид → кислота → соль → нерастворимая соль → основной оксид
Объяснение:
Давайте вспомним:
1. Индикаторы при смешавиние их с кислотами или основаниями меняют цвет раствора, лучше всего это видно при использовании лакмуса.
2. Не все, есть ряд активности металов, если метал в этом ряду стоит после водорода, то он не будет реагировать с кислотой ( кроме некоторых исключений), если использовать соль, то реагирующий с ней метал должен быть активнее, а иначе он не сможет вытеснить метал находящийся в соли.
3. В табличе расстворимости сверху показаны катионы металов, сбоку анионы кислотных остатков. На их пересечении можно видеть буквы:
Н- нерастворимы
Р- растворимы
М- малорастворимы
Соединяешь нужный катион и анион, по букве определяешь его растворимость.
Задача 1.
В три пробирки добавляем лакмус.
В пробирки, в которой раствор приобретает красный цвет находится НСl.
В пробирки, в которой раствор приобретает синий цвет находится NaOH
В пробирки с водой, то есть с нетральной средой лакмус не изменит свой цвет, он будет фиолетовым.
Задание 2.
В две пробирки добавляем Zn. В пробирке с серной кислотой цинк вытеснит водорот, мы увидем выделение газа.
Zn+ H2SO4= ZnSO4+ H2⬆️
Задание 3.
В две пробирки добавляем соляную кислоту, в пробирке, где находится карбонат натрия, мы наблюдаем выделение газа.
Na2CO3+ 2HCl= 2NaCl+ H2O+ CO2⬆️
Задание 4.
В три пробирки добавляем индикатор лакмус. В пробирке, в которой находится соляная кислота, раствор изменит свой цвет на красный.
После в оставшиеся две пробирки добавляем серную кислоту. В пробирке с хлоридом бария, мы будем наблюдать выделение белого осадка.
BaCl2+ H2SO4= 2HCl+ BaSO4⬇️
Задание 5.
1. SO2+ H2O= H2SO3
2. H2SO3+ 2NaOH= Na2SO3+ 2H2O
3. Na2SO3+ BaCl2= BaSO3+ 2NaCl
4. BaSO3= ВаО+ SO2