решить практическую работу по химии по учебнику:
Учебник по Химии. 8 класс. Григорович - Новая программа
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Изучение свойств основных классов неорганических соединений
Оборудование: штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой.
Реактивы: кальций карбонат, порошок железа, 5%-й раствор хлоридной кислоты, растворы сульфатной кислоты, натрий или калий гидроксида, кальций гидроксида, натрий хлорида, натрий ортофосфата, аргентум(І) нитрата, кальций хлорида, натрий карбоната, натрий сульфита.
Правила безопасности:
• при выполнении опытов используйте небольшие количества реактивов;
• остерегайтесь попадания реактивов на одежду, кожу, в глаза; в случае попадания щелочи или кислоты их следует немедленно смыть большим количеством воды и протереть место разбавленным раствором боратной кислоты (в случае попадания щелочи) или раствором соды (в случае попадания кислоты).
1. Получение и химические свойства оксидов.
1. В пробирку поместите небольшой кусочек кальций карбоната (мела, известняка или мрамора) и долейте 5%-й раствор хлоридной кислоты.
2. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой. Свободный конец трубки погрузите в другую пробирку с известковой водой.
3. Запишите свои наблюдения в тетрадь, укажите цвет осадка, образующегося во второй пробирке.
4. Запишите уравнения реакций.
2. Получение и химические свойства нерастворимых гидроксидов.
1. В пробирку поместите небольшое количество порошка железа (на кончике шпателя) и долейте к нему 1-2 мл раствора хлоридной кислоты.
2. По окончании реакции к полученному раствору прилейте 0,5-1 мл раствора щелочи (натрий или калий гидроксида) до образования осадка.
3. К полученному осадку приливайте небольшими порциями раствор сульфатной кислоты, пока осадок не исчезнет.
4. Запишите свои наблюдения в тетрадь, укажите цвет осадка.
5. Запишите уравнения реакций.
3. Получение и химические свойства солей.
1. В две пробирки налейте по 1-2 мл растворов натрий хлорида и натрий ортофосфата.
2. К каждой пробирке долейте по 1 мл раствора аргентум(І) нитрата. Укажите цвет образовавшихся осадков и запишите уравнения реакций.
3. В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора кальций хлорида.
4. В первую пробирку долейте 1 мл раствора натрий карбоната, а во вторую — 1 мл раствора натрий сульфита до образования осадков.
5. В каждую пробирку добавляйте раствор хлоридной кислоты, пока осадки не исчезнут.
6. Запишите свои наблюдения в тетрадь и составьте уравнения реакций.
4. Выводы.
При формулировке выводов ответьте на следующие во Какие получения оксидов, оснований и солей вы использовали в практической работе?
2. Для реакций обмена объясните, каким условиям отвечают эти реакции и благодаря чему возможно протекание реакций.
3. Для реакций замещения объясните возможность протекания этих реакций.
MnO2 - оксид марганца(4)
SO3 - оксид серы(6)
P2O5 - оксид фосфора(5)
СаО - оксид кальция
Кислоты: H2SO4
Соли: ZnSO4, Ca(NO3)2, Na2CO3, CuCl2, Ba(NO3)2
Гидроксиды: Ba(OH)2, Fe(OH)3
2) CuCl2
K3PO4
Cr2(SO4)3
Cr(OH)2
H2SiO3
3) а) карбонат кальция
б) хлорид бария
в) нитрат серебра
4) K2CO3 + H2SO4 -> K2SO4 + CO2 + H2O
MgCl2 + 2KOH -> Mg(OH)2 + 2KCl
KOH + ф/ф ->малиновый цвет
n(C) = m(C) / Ar(C) = 51.43 / 12 = 4.286 моль
n(N) = m(N) / Ar(N) = 40 / 14 = 2.857 моль
n(H) = m(H) / Ar(H) = 8.57 / 1 = 8.57 моль
Значит соотношение такое n(C):n(N):n(H) = 4.286:2.857:8.57 = 1.5:1:3 = 3:2:6
Это и есть наши индексы, поэтому эмпирическая формула вещества - C₃N₂H₆
Для установления истинной формулы нам нужно еще значение относительной молекулярной массы вещества (это, например, может быть уротропин).