Реактивы и оборудование: 1. Раствор серной кислоты (H2SO4)
2. Раствор соляной кислоты (HCl)
3. Раствор гидроксида натрия (NaOH)
4. Растворы сульфата меди, сульфата железа (CuSO4, FeSO4)
5. Раствор хлорида алюминия (AlCl3)
6. Раствор гидроксида аммония (NH4Cl)
7. Металлы: цинк, медная проволока, железо, алюминий
8. Пробирки, спиртовка
Порядок проведения работы:
Опыт № 1. В две пробирки налейте по 2 мл серной кислоты. В одну добавьте кусочек цинка, а в другую кусочек алюминия. Что наблюдаете? Если в какой-нибудь пробирке не будет происходит реакция, слегка подогрейте содержимое в пламени спиртовки. Какой газ выделяется? Напишите уравнение реакции.
Опыт № 2. Налейте в пробирку 2 мл раствора сульфата железа (2), а в другую столько же сульфата меди (2). В первую пробирку опустите медную стружку, во вторую железный гвоздик. Что наблюдаете? Сравните активность металлов. Напишите уравнения, происходящих реакции.
Опыт № 3. В пробирку с 2-3- кусочками алюминия прилейте раствор гидроксида натрия, если не происходит реакция, то пробирку слегка подогрейте. Какой газ выделяется?
Опыт № 4. В две пробирки налейте по 2-3 мл раствора соли алюминия и прилейте в обе пробирки столько же раствора гидроксида аммония. Что наблюдаете? Напишите ионные уравнения.
Опыт № 5. В пробирку с осадком гидроксида алюминия прилейте небольшими порциями раствор соляной кислоты, взбалтывая содержимое пробирки. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Напишите ионные уравнения.
Опыт № 6. В другую пробирку с осадком гидроксида алюминия приливайте небольшими порциями Раствор гидроксида натрия, взбалтывая содержимое пробирки. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Напишите ионные уравнения.
Ионные кристаллические решетки
Виды частиц в узлах решетки: ионы
Для веществ с ионной химической связью будет характерна ионная решетка.
Ионы-это частицы, имеющие положительный или отрицательный заряд.
Напрмер NaCl, Соли, галогениды (IA,IIA),оксиды и гидроксиды типичных металлов.
Физ. свойства: Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток
Атомные кристаллические решетки
В узлах атомной кристаллической решетки находятся отдельные атомы.
Ковалентная химическая связь.
В данных решетках молекулы отсутствуют. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую молекулу. Примером веществ с таким типом кристаллических решеток могут служить аллотропные модификации углерода: алмаз, графит; а также бор, кремний, красный фосфор, германий. Простые по составу.
Атомные кристаллические решетки имеют не только простые, но и сложные. Например, оксид алюминия, оксид кремния. Все эти вещества имеют очень высокие температуры плавления (у алмаза свыше 35000С) , прочны и тверды, нелетучи, практически нерастворимы в жидкостях.
Металлические кристаллические решетки
Металлическая связь. Связь в металлах между положительными ионами посредством обобществленных электронов.
общие физические свойства для металлов характерны: блеск, электропроводность, теплопроводность, пластичность.
Вещества с металлической связью имеют металлические кристаллические решетки
В узлах таких решеток находятся атомы и положительные ионы металлов, а в объеме кристалла свободно перемещаются валентные электроны. Электроны электростатически притягивают положительные ионы металлов. Этим объясняется стабильность решетки.
Молекулярные кристаллические решетки
Эти вещества являются неметаллами. Простые по составу. Химическая связь внутри молекул ковалентная неполярная. Летучие, легкоплавкие, малорастворимые в воде.
в узлах решетки нах. молекулы.
молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простые вещества: благородные газы, H2,O2,N2, I2, O3, белый фосфор Р4, но и сложные: твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза, сахар) .
В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия.