Практическая работа №7
« Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»
Оформить работу в виде отчетной таблицы в рабочей тетради. Отчетная таблица
Что делаю Что наблюдаю
Некоторые опыты можно посмотреть здесь
Цель работы:
повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать
экспериментальные задачи на распознавание органических веществ.
Реактивы и оборудование: раствор KMnO4(розовый), Аммиачный раствор оксида серебра –
реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→), раствор FeCl3(светло-жёлтый),
свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде, лакмус, фенолфталеин,
насыщенный раствор соли кальция.
Ход работы.
1. Распознавание уксусной кислоты (уксусная кислота – одна из самых древних кислот,
которую удалось выделить и использовать человечеству. В организме человека за сутки
образуется до 400 грамм этой кислоты) СuSО4 + 2NаОН →Сu(ОН)2 ↓+ Nа2SО4
2СН3 – СООН + Сu(ОН)2 → (СН3 – СОО)2Сu + Н2О
Получить свежеосажденный гидроксид меди. Прилить к нему 1 – 2 мл этанола. Голубой
осадок растворяется, образуя раствор такого же цвета.
2. Распознавание глюкозы
СuSО4 + 2NаОН → Сu(ОН)2 ↓ + Nа2SО4
СН2ОН – (СНОН)4 – СНО + 2Сu(ОН)2 СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О↓ +2Н2О
К 1 – 2 мл глюкозы прилить свежеосажденный гидроксид меди. Сначала осадок растворяется,
затем при нагревании раствор приобретает окраску от красной до желто – оранжевой. Это
свидетельствует о наличии в исследуемой жидкости глюкозы.
3. Распознавание глицерина (глицерин входит в состав мазей, в пищевой промышленности
глицерин под кодом Е-422).
2СН2ОН – СНОН – СН2ОН + Сu(ОН)2 → глицерат меди (II) + 2Н2О
К 2 мл глицерина прилить свежеосажденный гидроксид меди. Раствор окрашивается в ярко –
синий цвет в результате образования комплексного соединения глицерата меди (II).
4. Распознавание сахарозы. Сахар-сложное орган. в-во, содержащее много С. Чтобы доказать
возьмем немного сахара и добавим к нему серную кислоту. Она забирает воду, получается
свободный углерод (черное в-во) С12Н22О11---серн.к-та--12С+11Н2О
5. Распознавание крахмала. Капнем р-ром иода на картофель и белый хлеб. Если образуется
синее пятно, то они содержат крахмал.
6. Определение кислотности р-ров глицерина и мыла с имеющихся
индикаторов.
(лакмус, фенолфталеин,метилоранж). Глицерин имеет слабокислую среду, а мыло-щелочную.
Без кислорода жизнь на земле была бы невозможна, по крайней мере в том виде, в котором она существует сейчас. Прежде всего все процессы происходящие в организмах живых существ завязаны на кислороде. Кислород служит нам топливом, благодаря которому происходят самые разнообразные химические реакции, которые позволяют работать мозгу, усваивать пищу и даже просто двигаться. Жизнь на нашей планете развивалась именно с прицелом на использование кислорода, ведь даже растения дышат кислородом, хотя и вырабатывают его много больше чем потребляют при дыхании. Понятно, что если сейчас вдруг исчезнет кислород - мы просто задохнемся и умрем, но в принципе, можно представить жизнь на основе другого источника энергии.
31
Объяснение:
Для того чтобы найти относительную атомную массу нуклида, надо знать число нейтронов и протонов в его ядре. Число нейтронов известно — 16.
Число протонов в ядре любого атома равно числу электронов в его электронной оболочке.
У элемента третьего периода в атоме три электронных слоя, два из которых заполнены. На первом слое находятся 2 электрона, на втором — 8 электронов. Всего в атоме 2+8+5 = 15 электронов.
Значит, в этом нуклиде содержатся 15 протонов.
Относительная атомная масса нуклида равна сумме протонов и нейтронов, т. е. 15+16 = 31.