Практическая работа №24. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. Цели:
1 Ознакомление с химическим составом и инструкциями по применению важнейших лекарственных препаратов и материалов;
2 Ознакомление с составом и применением некоторых химических средств санитарии и гигиены;
Научиться по простейшим реакциям определять вид минеральных удобрений, описывать внешний удобрения.
Теоретический минимум
Минеральные удобрения имеют самое большое количество наименований среди прочих видов. Такое разнообразие объясняется их специализацией. В разный период роста растений им требуются различные виды питательных элементов. Например, в период роста растений им требуется больше азота, а в период цветения и плодоношения – фосфор и калий. То есть при минеральных удобрений мы можем дать растению именно то, что ему необходимо и в нужный период. В зависимости от того, какой элемент преобладает в данном минеральном удобрении, они делятся на азотные, калийные, фосфорные и комплексные. Минеральные удобрения могут применяться как в виде раствора (его следует готовить непосредственно перед использованием), так и в твердом виде ( вносится прямо в почву).
Азотные удобрения
К азотным удобрениям относятся: - аммиачная селитра (другие названия – нитрат аммония или азотнокислый аммоний) - сульфат аммония (сернокислый аммоний) - мочевина (карбамид) - натриевая соль (нитрат натрия или азотнокислый натрий) - кальциевая селитра (азотнокислый кальций или нитрат кальция) - сульфонитрат аммония (монтан-селитра или лейна-селитра)
- хлористый аммоний- цианамид кальция и др.
Каждый из них по-своему влияют на почву и растения и дают свои побочные эффекты, что крайне важно учитывать при их применении. Аммиачная селитра, сульфат аммония, сульфонитрат аммония и хлористый аммоний делают почву более кислой. Натриевая соль, кальциевая селитра и цианамид кальция увеличивают щелочность почвы. Цианамид кальция к тому же довольно ядовит и не годится для подкормки, в почву его нужно вносить с осени.
Фосфорные удобрения
К фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфат, термофосфат, фосфоритная и костная мука, томасшлак, преципитат. Фосфорные удобрения применяются в качестве как основных, так и для подкормки.
Калийные удобрения.
К калийным удобрениям относятся калийная соль, хлористый калий, хлорид калия, сульфат калия, калийная соль, сульфат калия-магния (калимагнезия), поташ (калий углекислый), сильвинит, каинит. Калийные удобрения хорошо растворяются в воде и могут применяться на любых почвах. Так как во многих калийных удобрения присутствует хлор, то для засоленных почв и чувствительных к хлору растений лучше применять сернокислый калий.
Комплексные удобрения
Комплексными называются минеральные удобрения, в которых содержатся два или три элемента NPK. К ним относятся нитрофоска, аммофосы, нитроаммофоска, калийная селитра и древесная зола.
Ход работы
Ознакомиться с составом и правилами пользования домашней аптечкой, признаками пригодности ее составляющих к использованию. Получить представление о составе, свойствах и применении.
Работа выполняется на сайте виртуальной химической лаборатории: Ознакомиться с составом, свойствами и применением стиральных порошков, моющих и чистящих средств.
Работа выполняется на сайте виртуальной химической лаборатории:
Ознакомиться с внешним видом, составом и свойствами минеральных удобрений:
Задание № 1. Определение удобрений по внешнему виду.
По внешнем признакам удобрений (цвет, консистенция, слеживаемость) опишите предложенные вам удобрения.
Заполните таблицу.
№ пробирки с удобрениями
цвет
консистенция
слеживаемость
№ 1
№ 2
№ 3
Задание № 2. Растворимость удобрений в воде.
По 1 г предложенных вам удобрений насыпьте в пробирку, добавьте в пробирку 5 мл воды. Хорошо перемешайте. В воде хорошо растворяются азотные и калийные удобрения.
С теме образцами, которые хорошо растворяются в воде необходимо проделать следующие опыты.
К 2 г удобрения добавьте 10 мл воды., хорошо перемешайте. (исходная проба)
Проба на аммиак:
- к 2 мл исходного раствора добавьте 1-2 мл щелочи и подогрейте. Запах аммиака указывает на принадлежность к азотным удобрениям.
- к 2-3 мл исходного раствора добавьте AgNO3, если выпадет творожный белый осадок, то это калийные хлорсодержащие удобрения, а если появился желтый цвет, то это аммофос.
ответ:Морозов И.В., Болталин А.И., Карпова Е.В.
М 80 Окислительно-восстановительные процессы. Учебное
пособие – М.: Издательство Московского университета,
2003. – 79 с.
ISBN 5-211-06008-3
Настоящее пособие составлено в соответствии с учебной
программой по неорганической химии для студентов первого
курса химического факультета МГУ.
В пособии представлены основные положения теории
окислительно-восстановительных процессов; разобраны
примеры решения различных задач неорганической химии с
использованием теории ОВР.
Объяснение:
2K⁺ + 2Br⁻ + Cl₂⁰ = 2K⁺ + 2Cl⁻ + Br₂⁰
Цвет раствора в результате реакции изменился на желтый
2KI + Cl₂ = 2KCl + I₂
2K⁺ + 2I⁻ + Cl₂⁰ = 2K⁺ + 2Cl⁻ + I₂⁰
Цвет раствора интенсивно изменился на темнокоричневый
Вывод: Хлор вытесняет бром и йод из их галогенидов
2KI + Br₂ = 2KBr + I₂
2K⁺ + 2I⁻ + Br₂⁰ = 2K⁺ + 2Br⁻ + I₂⁰
Цвет раствора изменился на темнокоричневый.
Вывод: бром вытесняет йод из йодидов.
Можно сделать общий вывод, что вытеснительная активность галогенов пропорциональна их окислительно-восстановительным потенциалам. Чем выше ОВП, тем выше активность галогена. Активность галогенов в ряду слева направо уменьшается:
Cl₂ ⇒ Br₂ ⇒ ,I₂