Кначалу xix века территория россии раскинулась на тысячи верст от моря до тихого океана (1 верста равна примерно 1,067 км). на этом пространстве проживало около 40 миллионов человек. в 1800 году плотность населения составляла здесь около 8 человек на квадратную версту (в большинстве европейских стран в это же время — 40-49 человек). к югу, северу и востоку от центра численность населения резко уменьшалась. в самарском заволжье, низовьях волги и на дону она составляла не более 1 человека на квадратную версту. еще меньше была заселена сибирь. а дальний восток представлял собой огромные пустынные территории. россия всегда была многонациональной страной. в западных и южных губерниях население соседствовало сукраинским и . на просторах от волги до восточной арктики расселились тюркоязычные народы(татары, чуваши, башкиры, якуты и область распространения финно-угорских народов (мордвы, мари, коми, удмуртов) охватывала поволжье, север европейской россии, урал и зауралье. эвенки и эвены представляли в россии тунгусо-маньчжурские народы. в религиозном отношении россия тоже была не однородна. около 87% населения исповедовали православную веру. остальные 13% населения придерживались старообрядчества, ислама (татары, башкиры, большинство горцев кавказа), буддизма (калмыки, кочевавшие в низовьях волги, и буряты в забайкалье). значительная часть поволжских, северных и сибирских народов сохраняла традиционные родоплеменные (языческие) верования.
Вхудожественном произведении важный эпизод писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали. в повести максима горького «детство» множество эпизодов, с которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. одним из таких эпизодов является «пляска бабушки». музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. пляска изменила акулину ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила». описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини. танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях. итак, эпизод горьковской повести «детство», условно названный «пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.