ОПЫТ 1. Свойства глюкозы.
Внесите в пробирку 3 капли раствора глюкозы, одну каплю раствора соли меди и прибавьте при взбалтывании несколько капель гидроксида натрия до образования светло-синего раствора (щелочь должна быть в избытке). Что доказывает появление такой окраски раствора? Вспомните реакцию образования глицерата меди.
Полученный раствор нагрейте. Что наблюдается? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы подтверждает этот опыт?
Задания: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре. Укажите наблюдения. На наличие каких функциональных групп указывает эта реакция?
2. Напишите уравнение реакции взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании. Что наблюдается? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы подтверждает этот опыт?
ОПЫТ 2. Взаимодействие сахаров с гидроксидом меди (II).
Опыт проводят одновременно с растворами различных сахаров.
К 2 мл раствора сахара добавьте 1 мл разбавленного раствора щелочи и 3 4 капли раствора сульфата меди (II). Встряхните пробирку и перемешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой до растворения осадка. Жидкость при этом окрашивается в интенсивно-синий цвет.
Затем поместите все пробирки в нагретую водяную баню. Если сахар окисляется, то, вынув пробирку через 2-3 минуты, вы увидите изменения окраски и появление красного или коричневого осадка.
Задание: Заполните следующие таблицы:
Результаты опыта, проведенного при нормальных условиях
Углевод
Что наблюдается?
Как объясняется?
Результаты опыта, проведенного при нагревании
Углевод
Что наблюдается?
Как объясняется?
ОПЫТ 3. Взаимодействие сахаров с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Опыт проводят одновременно с растворами различных сахаров.
Налейте в тщательно вымытые и высушенные пробирки по 1 мл аммиачного раствора оксида серебра (I) и по 1 мл раствора сахара. Пробирки поместите на несколько минут в горячую водяную баню.
Задание: Заполните следующую таблицу:
Результаты опыта, проведенного при нагревании
Углевод
Что наблюдается?
Как объясняется?
Запишите уравнение соответствующей реакции для глюкозы.
ОПЫТ 4. Гидролиз сахарозы.
В пробирку с 5 каплями раствора сахарозы добавьте 1 каплю разбавленного раствора серной кислоты (1:5) и смесь нагрейте на пламени спиртовки. После этого прибавьте 1 каплю раствора сульфата меди (II) и избыток раствора гидроксида натрия. Зачем нужно добавлять именно избыток щелочи? Что наблюдается? Что произошло с сахарозой?
Задания: 1. ответьте на во поставленные в тексте опыта.
2. Составьте уравнение реакции гидролиза сахарозы.
3. Опишите все наблюдаемые явления.
4. Напишите все уравнения протекающих реакций.
ОПЫТ 5. Отношение крахмала к воде.
В пробирку с 1 мл воды поместите на кончике шпателя сухого крахмала. Содержимое пробирки взболтайте. Растворяется ли крахмал в воде при комнатной температуре?
Содержимое пробирки порциями залейте при перемешивании в стакан с 5 мл горячей воды. При этом образуется крахмальный клейстер.
Задание: Отметьте наблюдения, происходящие в данном опыте. Сделайте вывод о растворимости крахмала в холодной и горячей воде.
ОПЫТ 6. Взаимодействие крахмала с иодом.
В пробирку внесите 5-6 капель крахмального клейстера и одну каплю спиртового раствора иода. Что при этом наблюдается?
Задание: Отметьте наблюдения, происходящие в данном опыте. Объясните происходящие явления.
ОПЫТ 7. Отношение крахмала к гидроксидам металлов.
В пробирку внесите 5 капель крахмального клейстера, одну каплю сульфата меди (II) и 5 капель раствора гидроксида натрия. Смесь нагрейте на пламени спиртовки, не доводя до кипения. Что при этом наблюдается?
Задания: 1. Отметьте наблюдаемые явления, происходящие в этом опыте.
2. Какой можно сделать при этом вывод?
3. Происходит ли окисление крахмала гидроксидом меди (II)?
по числу ароматических ядер различают собственно фенолы, нафтолы (2 конденсированных ядра), антролы (3 ядра), фенантролы (3 ядра), бензотетролы (4 ядер),
по числу он-групп различают:
одноатомные фенолы (аренолы): фенол (c6h5oh) и его гомологи;
двухатомные фенолы (арендиолы): пирокатехин, резорцин, гидрохинон (соответственно 1,2-, 1,3- и 1,4-дигидроксибензолы);
трёхатомные фенолы (арентриолы): пирогаллол, гидроксигидрохинон, флороглюцин (соответственно 1,2,3-, 1,2,4- и 1,3,5-тригидроксибензолы),
многоатомные фенолы