1. Организационный момент.Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.2. Проверка знаний по темам” Химическая связь. Степень окисления”.Самостоятельная работа (15 минут)3. Изучение нового материала.Учитель озвучивает тему урока и цель урока. (Слайд 1,2)Учащиеся записывают в тетради дату, тему урок.Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы классу:Какие виды частиц вы знаете? Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?Какие виды химических связей вы знаете?Какие вам известны агрегатные состояния веществ?Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое». (Слайд 3)
m=p*V
m(HCl)=1,04 г/мл * 150мл= 156г раствора кислоты 9%
m(HCl)=m(раствора)*W%/100%=156г*9%/100%= 14,04г
n=m/M
n(HCl)=14.04г/ 36,5г/моль=0,385моль
n(CaCO3)=10г/ 100г/моль=0,1моль
в избытке соляная кислота (0,385моль/2=0,19моль), значит считаем по количеству карбоната кальция (0,1моль) - количество кальция хлорида =количеству кальция карбоната =0,1моль
m(CaCl2)=0.1моль*111г/моль=11,1г
W%=m(вещ)/ m(Раствора) *100%
W%(CaCl2)=11.1г/ (156г +40г/моль*0,1моль+18г/моль*0,1моль) *100%=
11.1г/ (156г +4г+1,8г) *100%=11.1г/ 161,8г *100%=6,86%
в массе полученного раствора нужно учесть то, что на массу раствора не влияет выделившийся CO2, влиять будут массы кальция (М=40г/моль)и образовавшейся воды (М=18г/моль)