I. «Третий лишний». В каждой тройке определите лишнее вещество и объясните свой
выбор?
1 вариант (выполняет 1-ая подгруппа)
1. Толуол, формальдегид, бензол.
2. Сахароза, фруктоза, глюкоза.
3. Глицерин, этиленгликоль, пропанол.
4. Крахмал, целлюлоза, мальтоза
5. Этанол, фенол, метанол.
2 вариант (выполняет 2-ая подгруппа)
1. Этиловый спирт, глицерин, пентанол.
2. Мальтоза, фруктоза, лактоза.
3. Метаналь, пропаналь, формальдегид.
4. Карболовая кислота, уксусная кислота,
муравьиная кислота.
5. Глицерин, этанол, бутаналь.
II. «Структурные формулы». Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) 3-метилпентанол-3;
б) бутанол-2;
в) 2,2-диметилгексаналь;
г) 2,3,4-триметилгептановая кислота.
III. «Номенклатура веществ». Дать названия соединениям.
а) СН3─СН─СН2─СН3 б) СН3─ СН2─ СООН в) СН3─СН─СН2─СОН
│ │
ОН СН3
IV. Определите, о каком веществе идет речь?
а) Бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом. Это вещество в больших
количествах идет на получение формальдегида, используемого в производстве пластмасс,
некоторых лекарственных веществ. Сильный яд! Даже незначительное попадание в организм
приводит к отравлению (потере) зрения, судорогам, с увеличением дозы – к летальному
исходу.
б) Бесцветное кристаллическое вещество без запаха. Обладает сладким вкусом, растворимо в
воде. Один из самых рас источников энергии в живых организмах на планете.
Встречается в соке многих фруктов и ягод, в том числе и винограда.
в) Это вещество представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и
кислым вкусом. Хорошо растворимо в воде. Его водные растворы широко используются в
пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в
консервировании.
V. «Применение кислородсодержащих веществ». Заполните таблицу в тетради:
Вещество Применение
1. Этиловый спирт
2. Формальдегид
3. Уксусная кислота
4. Муравьиная кислота
5. Крахмал
6. Глицерин
7. Этиленгликоль
8. Сахароза
Номенклатура ИЮПАК тебе в
Вот наше вещество:
CH₃ - CHCl - CH₂Cl
1. Ищем самую длинную цепь (в нашем случае очевидно):
CH₃ - CHCl - CH₂Cl
2. Смотрим на заместители, у нас это хлоры:
CH₃ - CHCl - CH₂Cl
3. Дальше, надо самую длинную цепь пронумеровать, нумеруем с конца, где ближе заместители, здесь:
(3)CH₃ - (2)CHCl - (1)CH₂Cl
4. Указываем при каких атомах углерода в цепи находятся заместители и называем их:
1,2 - дихлор (ди - потому что два хлора, если было бы три - трихлор, четыре - тетрахлор и т.п.)
5. Называем самую длинную цепь:
в самой длинной цепи 3 атома углерода - называние соответствующего УВ - пропан
6. Собираем конструктор:
заместители + название цепи:
1,2 - дихлорпропан
Вот и все, чего не поймешь - спрашивай