Допишите
уравнения реакций. В каждом отдельном случае
укажите, по какой причине протекает реакция обмена:
а) NaSO4 + H„SO, — ...; б) СО, + KOH + ...;
KSO4 + CaCl, ...;
KS+ Cuci, ...;
NaOH + HCI — ...;
CuSO4 + Ba(OH),
Fe(OH)3 + HNO, ...;
К.SiO + HNO, ...,
CaO +H,PO, ...;
Caco, + H. So, —
Осадок образуется, если ионное произведение [Pb²⁺][SO₄²⁻] превысит произведение растворимости Ks(PbSO₄).
По таблице произведений растворимости Ks(PbSO₄) = 1.6·10⁻⁸
(источник: Ю.Ю.Лурье Справочник по аналитической химии. М., 1979, с. 92-101)
Рассчитаем равновесные концентрации ионов свинца (II) и сульфат-ионов и их произведение [Pb²⁺][SO₄²⁻].
Поскольку к раствору нитрата свинца прибавлен такой же объем раствора серной кислоты, то итоговый объем удвоился (это не совсем так, но для данной задачи будем считать, что так, поскольку растворы довольно разбавленные).
Поскольку объем удвоился, а количество вещества не изменилось, то концентрации веществ снизились в два раза (это справедливо и для нитрата свинца и для серной кислоты).
[Pb²⁺] = 0.002/2 = 0.001 моль/л.
[SO₄²⁻] = 0.001/2 = 0.0005 моль/л.
Ионное произведение равно [Pb²⁺][SO₄²⁻] = 0.001*0.0005 = 5*10⁻⁷
Произведение растворимости равно 1,6*10⁻⁸
Ионное произведение выше (больше) произведения растворимости:
[Pb²⁺][SO₄²⁻] > Ks(PbSO₄)
5*10⁻⁷ > 1.6*10⁻⁸
Следовательно, осадок образуется.
ответ: осадок образуется.
Примечание: в случае избытка концентрированной серной кислоты возможно растворение осадка сульфата свинца Pb(SO₄) с образованием растворимого гидросульфата свинца Pb(HSO₄)₂. Но в данной задаче серная кислота разбавленная и не в избытке
ПЕРИОД - греческое слово ("periodos"), что означает "круг".
Объяснение:
По отношению к речи оно употребляется в переносном значении -- закруглённая речь.
Предложения-периоды по своему содержанию представляют собой как бы небольшие сочинения,
мини-сочинения, написанные на определенную тему. Одно предложение рассказывает не об одном эпизоде, а о многом.
Особенно часто предложения-периоды по вышеперечисленным их особенностям используются
в художественной литературе, в ораторской речи.
Такие предложения-периоды часто встречаются в произведениях русских классиков Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя,
М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина.
Вот и примеры приведу из произведений этих великих.
ЧТО ГОРЬКО МНЕ, ЧТО ТЯЖКО БЫЛО
И ЧТО ВНУШАЛО ПРИБЫЛЬ СИЛ,
С ЧЕМ ЖИЗНЬ СПРАВЛЯТЬСЯ ТОРОПИЛА,
Я ВСЕ СЮДА И ЗАНОСИЛ.(Пришвин)