1. Организационный момент.Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.2. Проверка знаний по темам” Химическая связь. Степень окисления”.Самостоятельная работа (15 минут)3. Изучение нового материала.Учитель озвучивает тему урока и цель урока. (Слайд 1,2)Учащиеся записывают в тетради дату, тему урок.Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы классу:Какие виды частиц вы знаете? Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?Какие виды химических связей вы знаете?Какие вам известны агрегатные состояния веществ?Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое». (Слайд 3)
а) мідь —> купрум(ІІ) сульфат —> купрум(ІІ) гідроксид —> купрум(ІІ) оксид —> мідь;
Cu—>CuSO4—>Cu(OH)2—>CuO—>Cu
Cu+HgSO4=Hg+CuSO4
CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓ +Na2SO4
Cu(OH)2=CuO+H2O
2CuO=2Cu+O2
б) фосфор —> фосфор(У) оксид —> калій ортофосфат —> ортофосфатна кислота —> кальцій ортофосфат;
P—>P2O5—>K3PO4—>H3PO4—>Ca3(PO4)2
4P+5O2=2P2O5
P2O5+3K2O=2K3PO4
K3PO4+3HCl=H3PO4+3KCl
2H3PO4+3Ca(NO3)2=Ca3(PO4)2↓+6HNO3
в) залізо —> ферум(ІІ) оксид -> ферум(ІІ) хлорид -» ферум(ІІ) гідроксид —> ферум(ІІ) оксид -> залізо;
Fe—>FeO—>FeCl2—>Fe(OH)2—>FeO—>Fe
2Fe+O2=2FeO
FeO+2HCl=FeCl2+H2O
FeCl2+2NaOH=Fe(OH)2↓+2NaCl
Fe(OH)2=FeO+H2O
г) магній -> магній оксид -> магній карбонат —> карбон(ІV) оксид—> кальцій карбонат —> кальцій оксид.
Mg—>MgO—>MgCO3—>CO2—>CaCO3—>CaO
2Mg+O2=2MgO
MgO+H2CO3=MgCO3+H2O
MgCO3=MgO+CO2↑
CO2+CaO=CaCO3
CaCO3=CaO+CO2↑