1. в три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной соляной кислот
в первую пробирку добавьте 1-2 капли раствора лакмуса, во вторую
1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора
фенолфталеина. что наблюдаете? объясните результаты.
2. в первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте по каплям
гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый
оранжевый — оранжевым. сделайте вывод и напишите уравнение реакции
в молекулярной и ионной формах.
3. в две пробирки налейте по 1—2 мл соляной кислоты. в одну поместите
гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). что
наблюдаете? объясните результаты. напишите уравнение реакции в молеку-
лярной и ионной формах и рассмотрите окислительно-восстановительные про-
цессы.
4. в две пробирки налейте по 1—2 мл соляной кислоты. в первую добавь-
те на кончике шпателя оксид цинка. во вторую опустите кусочек карбоната
кальция (мела или мрамора). объясните результаты наблюдений. напишите
уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
5. в пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(ш), добавьте 1—2 мл
раствора гидроксида натрия. к полученному осадку добавляйте по каплям со-
ляную кислоту до полного растворения осадка. напишите уравнения реакций
в молекулярной и ионной формах.
6. в одну пробирку налейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты, в дру-
гую — 1—2 мл раствора хлорида натрия. в обе пробирки добавьте несколько
капель раствора нитрата серебра. что наблюдаете? напишите уравнения реак-
ций в молекулярной и ионной формах.
Б) наличие грязи может сказаться на проведении эксперимента
2. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?
3. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в
склянку?
А) можно перепутать вещества
4. Проводить опыты, не предусмотренные инструкцией:
А) не разрешается
5. При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:
В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты
6. Как оформляются результаты практической работы:
Б) в тетради для практических работ
7. Пробирку в пробиркодержателе закрепляют
Б) у отверстия пробирки
\[ Fe(OH)_2 \rightleftharpoons Fe^{2+} + 2OH^{-};\]
\[ NH_3 + H_2O \rightleftharpoons NH_4OH \rightleftharpoons NH_4^{+} + OH^{-}.\]
Гидроксиды металлов принято делить на две группы: растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые в воде.
В лабораторных условиях основания получают по реакциям обмена
\[CuSO_4 + 2KOH \rightarrow Cu(OH)_2_{solid} + K_2SO_4;\]
\[K_2CO_3 + Ba(OH)_2 \rightarrow 2KOH + BaCO_3_{solid};\]
при взаимодействии активных металлов или их оксидов с водой
\[2Li + 2H_2O \rightarrow 2LiOH + H_2_{gas};\]
\[BaO + H_2O \rightarrow Ba(OH)_2;\]
или электролизе водных растворов солей
\[2NaCl + 2H_2O \rightarrow 2NaOH + H_2 + Cl_2.\]
Растворы щелочей по-разному изменяют цвет некоторых веществ – лакмуса, фенолфталеина и метилового оранжевого, называемых индикаторами. Так, если в пробирку с гидроксидом натрия добавить один из кислотно-основных индикаторов, например NaOH + фенолфталеин, то прозрачный раствор станет малиновым.
Все нерастворимые основания при нагревании разлагаются с образованием оксидов. Для них характерны реакции взаимодействия с кислотными оксидами (только щелочи), кислотами (нейтрализация) и кислыми солями.