Выдающийся казахский поэт-импровизатор Иса Байзаков родился 3 октября в селе Ульгули Иртышского района. С детства Ису в семье окружала атмосфера творчества, которая была создана благодаря подлинному интересу и любви к искусству его отца Байзака и матери Газизы. Талантливыми певцами, домбристами были его родственники Злиха и Рахмет. Мать Исы умерла рано, когда ему было 9 лет, затем мальчик воспитывался у бабушки Жанбалы, замечательной певицы и рассказчицы. Рахмет научил его играть на домбре, привил любовь к народной песне.
Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Мелодичный звук ее проникал в сердце, вызывая то грусть, то радость. Сам Иса не помнит, когда он начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. Он бесстрашно заглядывал в глубь своей души, где черпал яркие, неповторимые образы героев, потрясающие выразительностью и неожиданностью.
В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом.
Юность акына совпала с первой империалистической войной, в которую была втянута и царская Россия. Война требовала не только солдат для боевых действий, но и рабочих рук на тыловых работах. Иса, его отец и брат Муса были призваны на тыловые работы, с которых они вернулись домой только после крушения самодержавия.
Для Исы начинается новый этап в его духовном развитии. Овладев арабской и русской письменностью, он упорно занимается самообразованием, принимает активное участие в общественной жизни волости, входя в различные комиссии культпросвета.
В 1920 году им была написана и осенью 1921 года поставлена в здании мечети аула Кызылжар пьеса «Волостной», имевшая большой успех.
Иса в те годы принимает участие почти во всех крупных мероприятиях, проводимых в Иртышском районе - собирает деньги и скот для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, в проведении выборов в аулсоветы, в других мероприятиях.
В двадцатых годах Иса Байзаков проживает в Семипалатинске, других городах и в столице Казахстана. Он является одним из первых организаторов казахского национального театра. Выступает как актер, певец, импровизатор, музыкант. Он исполнял роли главных героев в ранних пьесах М.Ауэзова «Еңлiк-Кебек» и «Бәйбіше-тоқал», поставленных на сцене первого Казахского национального театра и множество др.
Иса Байзаков - автор ряда эпических произведений, сложенных на основе казахского фольклора: «Красавица Куралай» (1925), «Сказка пастуха» (1926), «В предгорьях Алтая» (1939), «Қырмызы Жанай» (1940), «Кавказ» (1941), «Ақ бөпе» (1945). В них воспеты идеалы гуманизма, добра и справедливости.
Поэтическими образами его произведений стали Иртыш, озера Борлыколь, Косколь, Кызылгак, громадный степной массив Бескепе и другие знакомые иртышанам места и географические точки на территории района.
Обладая огромной эрудицией в области народного песенного и инструментального творчества, Иса Байзаков был не только участником создания первых музыкальных спектаклей, но и исполнителем, пропагандистом народного творчества.
От Исы Байзакова известный этнограф А.В. Затаевич, записал интересные народные песни, как "Көкем" и "Бике", "Маныш ханша", "Жар-Жар", "Танысу".
Исследователь казахского творчества Б.Г. Ерзакович записал от Исы песни: "Гәкку", "Алтай", "Кен сарай", "Бір бидай", "Қалқа", "Кербез сұлу", в которые Иса вложил и собственный поэтический такт.
Искры блестящего мелодического таланта Исы Байзакова золотыми блестками рассыпаны во многих произведениях казахской советской музыки. Его песни, поэтические и музыкальные импровизации и поныне бытуют в народе как безымянное творчество, многие его мелодии творчески использованы казахскими композиторами в операх, симфониях, поэмах, в трио, квартетах, песнях.
В годы войны Байзаков выступал как певец-агитатор, исполняя свои песни, проникнутые патриотическим пафосом. В этот же период он также плодотворно работал как композитор. Широкую популярность приобрели его речитативные песни «Желдiрме».
Творчество И.Байзакова исследовано в трудах казахских литературоведов Е.Исмаилова, М.Хасенова, Р.Бердибаева.
Став при жизни человеком - легендой, чего редко кто удостаивался, Иса прожил свою жизнь ярко и бурно, не мысля ее вне искусства, литературы, музыки, непосредственной связи с народом.
Умер Иса Байзаков в 1946 году, в самом расцвете своего могучего самобытного и неповторимого таланта.
В Павлодаре и поселке Иртышск его именем были названы улицы, на родине в селе Ульгули действует музей, установлен бюст. Его имя носит Павлодарская областная филармония.
- Интернет желісі арқылы қалаған ақпаратты іздеп табу мүмкіндігі.
- Сонымен қатар ғаламтордың көмегімен әлеуметтік желіде жаңа достар/сырластар/сыныптастарды табу мүмкіндігі.
- Әлемнің түкпір түкпіріндегі ағайын - бауыр, достармен сөйлесу мүмкіндігі.
Дегенмен ғаламтордың пайдасы мен қатар, зияны да аз емес.
Ең басты зияны - ол денсаулыққа тигізетін зияны. Желіде көп отырған көз бен омыртқаға аса үлкен зақым келтіреді. Сондықтан да компьютерда көп жұмыс жасайтын адамдарға арнайы көзілдірік киіп, отырған кезде де арқаны тік ұстауға тырысу керек.
Одан кейінгі келтіретін зиян - ол уақыттың қадірін білмей, компьютерда отыратын уақытты тиімсіз пайдаланып, оның қалай өтіп кеткенін байқамай да қаламыз. Оның орнына пайдалы іспен айналыссақ болар еді. Мұны "ғаламторға тәуелділік" деп айтсақ та болады.
Сонымен қатар ғаламтордағы көптеген жағымсыз ақпарат адам психикасына да жағымсыз әсірін тигізеді.
Демек, пайдасы көбірек болып тұр.
Ия, менің пікірімше, қазіргі жастарда ғаламторға деген тәуелділік бар.
Ғаламторға деген тәуелділіктен бірден құтылу қолдан келмес. Бірақ, күнделікті пайдаланатын уақытты аздап азайтып отырса және тек қажет уақытында ғана жұмыс жасап, бүкіл бос уақытты сарп етпесе, біртіндеп құтылуға да болады.
Әлбетте, білеміз және оны әрдайым жадымызда ұстау керекпіз
Выдающийся казахский поэт-импровизатор Иса Байзаков родился 3 октября в селе Ульгули Иртышского района. С детства Ису в семье окружала атмосфера творчества, которая была создана благодаря подлинному интересу и любви к искусству его отца Байзака и матери Газизы. Талантливыми певцами, домбристами были его родственники Злиха и Рахмет. Мать Исы умерла рано, когда ему было 9 лет, затем мальчик воспитывался у бабушки Жанбалы, замечательной певицы и рассказчицы. Рахмет научил его играть на домбре, привил любовь к народной песне.
Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Мелодичный звук ее проникал в сердце, вызывая то грусть, то радость. Сам Иса не помнит, когда он начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. Он бесстрашно заглядывал в глубь своей души, где черпал яркие, неповторимые образы героев, потрясающие выразительностью и неожиданностью.
В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом.
Юность акына совпала с первой империалистической войной, в которую была втянута и царская Россия. Война требовала не только солдат для боевых действий, но и рабочих рук на тыловых работах. Иса, его отец и брат Муса были призваны на тыловые работы, с которых они вернулись домой только после крушения самодержавия.
Для Исы начинается новый этап в его духовном развитии. Овладев арабской и русской письменностью, он упорно занимается самообразованием, принимает активное участие в общественной жизни волости, входя в различные комиссии культпросвета.
В 1920 году им была написана и осенью 1921 года поставлена в здании мечети аула Кызылжар пьеса «Волостной», имевшая большой успех.
Иса в те годы принимает участие почти во всех крупных мероприятиях, проводимых в Иртышском районе - собирает деньги и скот для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, в проведении выборов в аулсоветы, в других мероприятиях.
В двадцатых годах Иса Байзаков проживает в Семипалатинске, других городах и в столице Казахстана. Он является одним из первых организаторов казахского национального театра. Выступает как актер, певец, импровизатор, музыкант. Он исполнял роли главных героев в ранних пьесах М.Ауэзова «Еңлiк-Кебек» и «Бәйбіше-тоқал», поставленных на сцене первого Казахского национального театра и множество др.
Иса Байзаков - автор ряда эпических произведений, сложенных на основе казахского фольклора: «Красавица Куралай» (1925), «Сказка пастуха» (1926), «В предгорьях Алтая» (1939), «Қырмызы Жанай» (1940), «Кавказ» (1941), «Ақ бөпе» (1945). В них воспеты идеалы гуманизма, добра и справедливости.
Поэтическими образами его произведений стали Иртыш, озера Борлыколь, Косколь, Кызылгак, громадный степной массив Бескепе и другие знакомые иртышанам места и географические точки на территории района.
Обладая огромной эрудицией в области народного песенного и инструментального творчества, Иса Байзаков был не только участником создания первых музыкальных спектаклей, но и исполнителем, пропагандистом народного творчества.
От Исы Байзакова известный этнограф А.В. Затаевич, записал интересные народные песни, как "Көкем" и "Бике", "Маныш ханша", "Жар-Жар", "Танысу".
Исследователь казахского творчества Б.Г. Ерзакович записал от Исы песни: "Гәкку", "Алтай", "Кен сарай", "Бір бидай", "Қалқа", "Кербез сұлу", в которые Иса вложил и собственный поэтический такт.
Искры блестящего мелодического таланта Исы Байзакова золотыми блестками рассыпаны во многих произведениях казахской советской музыки. Его песни, поэтические и музыкальные импровизации и поныне бытуют в народе как безымянное творчество, многие его мелодии творчески использованы казахскими композиторами в операх, симфониях, поэмах, в трио, квартетах, песнях.
В годы войны Байзаков выступал как певец-агитатор, исполняя свои песни, проникнутые патриотическим пафосом. В этот же период он также плодотворно работал как композитор. Широкую популярность приобрели его речитативные песни «Желдiрме».
Творчество И.Байзакова исследовано в трудах казахских литературоведов Е.Исмаилова, М.Хасенова, Р.Бердибаева.
Став при жизни человеком - легендой, чего редко кто удостаивался, Иса прожил свою жизнь ярко и бурно, не мысля ее вне искусства, литературы, музыки, непосредственной связи с народом.
Умер Иса Байзаков в 1946 году, в самом расцвете своего могучего самобытного и неповторимого таланта.
В Павлодаре и поселке Иртышск его именем были названы улицы, на родине в селе Ульгули действует музей, установлен бюст. Его имя носит Павлодарская областная филармония.
Объяснение:
Ғаламтордың пайдасы мен зияны.
Алдымен пайдасын атап өтейік:
- Кез келген құжатты басып, шығару мүмкіндігі.
- Интернет желісі арқылы қалаған ақпаратты іздеп табу мүмкіндігі.
- Сонымен қатар ғаламтордың көмегімен әлеуметтік желіде жаңа достар/сырластар/сыныптастарды табу мүмкіндігі.
- Әлемнің түкпір түкпіріндегі ағайын - бауыр, достармен сөйлесу мүмкіндігі.
Дегенмен ғаламтордың пайдасы мен қатар, зияны да аз емес.
Ең басты зияны - ол денсаулыққа тигізетін зияны. Желіде көп отырған көз бен омыртқаға аса үлкен зақым келтіреді. Сондықтан да компьютерда көп жұмыс жасайтын адамдарға арнайы көзілдірік киіп, отырған кезде де арқаны тік ұстауға тырысу керек.
Одан кейінгі келтіретін зиян - ол уақыттың қадірін білмей, компьютерда отыратын уақытты тиімсіз пайдаланып, оның қалай өтіп кеткенін байқамай да қаламыз. Оның орнына пайдалы іспен айналыссақ болар еді. Мұны "ғаламторға тәуелділік" деп айтсақ та болады.
Сонымен қатар ғаламтордағы көптеген жағымсыз ақпарат адам психикасына да жағымсыз әсірін тигізеді.
Демек, пайдасы көбірек болып тұр.
Ия, менің пікірімше, қазіргі жастарда ғаламторға деген тәуелділік бар.
Ғаламторға деген тәуелділіктен бірден құтылу қолдан келмес. Бірақ, күнделікті пайдаланатын уақытты аздап азайтып отырса және тек қажет уақытында ғана жұмыс жасап, бүкіл бос уақытты сарп етпесе, біртіндеп құтылуға да болады.
Әлбетте, білеміз және оны әрдайым жадымызда ұстау керекпіз