ББЖБ№2. Вариант 2
Задания для итоговой оценки за 4 квартал
Раздел «Искусство айтыса и культура речи Казахстана»,
«Казахстан-Байконур-Космос"»
Цель обучения
8.3.2.1 определение жанра текстов через языковые особенности публицистического стиля (статьи, интервью, короткие очерки, послания)
8.4.1.1 написание небольших статей, отзывов, интервью с соблюдением жанровых и стилевых особенностей текстов
Критерий оценки обучающийся
* определяет особенности жанра в тексте (статьи, интервью, короткие очерки, послания) ;
* при написании небольших статей сохраняют жанровые и стилистические особенности..
Использование навыков мышления
Время выполнения 15-20 минут
Задание внимательно прочитайте текст, проанализируйте жанровые особенности, заполните ментальную таблицу.
В казахской устной литературе жанр айтыса с древнейших времен имеет свои особенности, историю развития. Айтыс-особый вид устной народной литературы. Некоторые исследователи говорят, что первое происхождение айтыса происходит с очень ранних времен. Его предыдущий элемент көркемөнердің виды дифференцированно друг от друга, по-прежнему неразделимы, вместе они одно целое считалась искусства, как песня, как стихотворение, его производство, выполнение, действие, явление страница, которые должны присоединяться другие ученые говорят, что родился в эпоху. "Первая предыдущая11121314151617181920следующая последняя"
Старый вид искусства, то цель человечества на основе айтыса считается бәдік воздействия на природу, другие айтысов, какие из них ранние, какие поздние, появилась, сказать трудно. Однако можно предположить, что некоторые из высказываний относятся к содержанию, лексике, структуре предложения, возникшим в какое-то время. К примеру, когда речь заходит о животных, о мертвых и живых, очевидно, что загадочный айтыс рождается более поздним.
Ментальная таблица:
Тема
Стиль, жанр
Цель
Содержание
Опорные слова
Термин слова
2 отметьте 2 особенности, характерные для жанра текста.
А) вводная, основная, заключительная разделы.
В) обсуждается актуальный во записывается взгляд автора.
С) поднятый во записывается в виде диалога.
D) особенности речи, художественные приемы произведения. записывается .
E) анализировать, оценивать события, объяснять читателям.
3.откройте одну из форм выражения, которую вы выбрали.
Критерии оценки
1. понимая текст и заполняет ментальную таблицу [5]
2. устанавливает 2 особенности, характерные для жанра текста [2]
3. раскрывает тему [2]
4. сохраняет содержание [3]
5. учитывает жанровые особенности [2]
6. соблюдает объем слова [1]
Всего:
Адам – ең жоғарғы құндылық. Еліміз егемендік алғаннан кейін адамды ең жоғары құндылық ретінде бағалау қалыптаса бастады. Адамның бар құндылығы – оның өмірі. Ол адамның мінезі мен темпераменті, мүддесі, көзқарасы, әдеті, тілегі, мәдениеті, тәрбиелік деңгейі, бір-бірімен өзара қарым-қатынасы, кішіпейілдігі, әдептілігі, жеке басының тазалығы, әсемдігі, сөйлеу мәдениеті т.б.
Адамның өмір сүру барысындағы қолданатын тәсілінде оның түрлі қажеттіліктері, ақыл-ойының қалыптасуы, еркіндік жауапкершілігі, қызметін ұйымдастыруы және болжамы анықталады. Оның іс-әрекеті және сол арқылы адамның қалыптасуы мен дамуы өз шешімін табады. Адам- дүниені өзгертуші күш.
Орыс жазушысы К. Г. Паустовский: «Адам ақылды, кішіпейіл, әділ, батыл да қайырымды болуға тиіс. Тек сонда ғана оның осынау Адам деген мәртебелі атпен аталуға құқы болады»;
Куба жазушысы, саяси қайраткер Х.Марти: «Адам бола білу – ең қиын мамандық» - деп жазған. Ең ұлы жеңіс- өзіңді-өзің жеңу. Өзіне-өзі ие бола білген адам ғана барша жұрттан мықты.