2-тапсырма. Қарамен берілген сөздердің мағынасын түсіндірме сездіктің немесе мұғалімнің көмегімен ашыңдар. Қайсысы тура мағы- надағы сөз, қайсысы ауыспалы мағынадағы сөз екенін анық таңдар
Сiздер ата-ананыздын үйінде тұрып жатсыздар ма? мұрат өте қызық әңгімені айтып отыр. Сiздер институттан үйге немен келіп жүрсіңдер? Сен автобусты көптен күтіп тұрсын ба? жаңа тақырыпты мұғалімнен емес, менен сұра. Біздің тобымызда. Ол жұмыс Iстемей отыр. Осы адамдар жұмыс Iстеуге жалқау. Барлық адам жұмыс Iстеу керек. Сен бiлiп отырсын. Сенде барма, ала кел. Сенде көрiп отырсын ба? Онда тындама? Меннен де сұра ма. Сен жұмысынды Iсте. Сен айт. Ол келсін. Сеңнің атың кiм? Сiздер қайда жүрсіздер? Сен айтпа. Ол Iстесiн.Ол барсын. Сен тыным отырсын. Сiздiн жұмысыңыз болмасын. ОЛ үйді бізге көрсетпесін. Оның да үйіне қонаққа барайық. Сiздер тыңдаңдар, сiздер тыңдармандар.
(1)Как-то в поезде, наладивши вагонный быт, мы, четверо пассажиров всех четырех поколений, как обычно, разговорились о том о сем. (2)Я была старше всех. (З)Внизу с пятилетним сынишкой расположилась молодая, очень приветливая женщина. (4)Другой ее сын Леня, мальчик лет двенадцати, читал на верхней полке журнал, а вторую полку вверху занимал очень общительный сельский интеллигент — то ли aгороном, то ли зоотехник. (5)Все мы ехали в Магнитогорск, у нас в Москве была суетливая пересадка, и теперь, когда летнее душное многолюдье и сутолока позади, всем было хорошо, и мы, оказывая друг другу мелкие услуги, мгновенно подружились, почувствовав себя земляками.(б)Геннадий Марксович объяснил, что странным отчеством наделил его отец, комсомолец двадцатых годов, сменивший имя Христофор из-за яростного безбожия: тогда многие меняли имена и фамилии, порочащие звание советского гражданина.(7)— Отцу было хорошо, он стал Маркс Степанович — получилось нормально, вроде Марк Степанович, так в селе и говорили: Марко. (8)А мне каково? (9)Чуть проступок какой, так сразу смеются: веди себя разумно, считай себя вроде марксова сына...(10)С этого монолога Геннадия Марксовича и пошла речь о двадцатых годах. (П)Родился он на Украине, я тоже переехала за Урал уже подростком. (12)Помню и гражданскую войну, и страшный голод, и разруху...(13)Раннее детство агронома пришлось на тридцатые годы, подростковую пору прихватила война. (14)Тут уж моих воспоминаний на две жизни хватит: тридцатые годы, самое их начало — в селе — коллективизация, потом Магнитострой, потом война...(15)И вот старший мальчик Леня сказал:— Сколько же вы эпох прожили! И какие разные эпохи!(16)Очень развитой, начитанный школьник, оказывается, не пропустил ни одного слова в нашей дорожной беседе. (17)Ему все было интересно. (18)События, связанные с моим пенсионным возрастом, плавно перелились в сегодняшние проблемы, и мальчишечий интерес угас. (19)Леня изменил позу, лег на живот, подпер красивое личико ладонями и погрузился в книгу.(20)А у меня осталась в голове его фраза: «Сколько же эпох вы пережили?» (21)А за ней и вторая: «И какие разные эполи!»(22)Нашел же слово: эпохи! (23)Для меня, для моей жизни — десятилетия, для истории — периоды, а для умного мальчика — эпохи. (24)Так вот что мне довелось, а может, и посчастливилось пройти, и ведь в ногу с людьми, а если глянуть шире, то и с народом, — эпохально.(25)Наверное, Леня читал рассказы, повести, романы, смотрел фильмы, слышал от учителей и о 1ражданской войне, и о преобразовании деревни, и, уж конечно, о военных годах и на фронте, и в тылу. (26)Сколько написано, сколько золотых страниц вошло в классику! (27)А ему, Лене, интересно, он слышит от живого свидетеля и участника и что было, и как было, и какие были случаи. (28)Вот эти случаи разожгли его любопытство.(29)А если расшевелить душу и оживить для себя те, полузабытые картины быта и бытия, написать так, как все это виделось: сперва — маленьким человечком, потом девчонкой, потом, потом... (ЗО)Еще одна человеческая, всегда неповторимая судьба не пустяк и кому-то покажется интересной, как моему случайному спутнику тебе, Леня, за толчок. найти проблему текста
найти проблему текста