12-аудиомәтінді оқу, талдау. Сұрақтарға жауап беру. 127-бет Мәтіндегі екі кейіпкер /Төрехан мен Меруерт/ еңбек жолдарын қалай бастады? Сыртта жүрген Төрехан өмірден қандай сабақ алды? Ата-анасының жанында болса да, Меруерт неге машықтанды? Екі кейіпкердің мақсатқа жетуінің кепілі неде?
Если человек с уверенностью может сказать, что его дом является для него крепостью, защитой и просто местом, где ему хорошо, то это очень здорово. Думаю, в жизни каждого из нас должна быть уютная пристань, где мы можем укрыться от проблем, отдохнуть, перевести дух. Не зря говорят: «дома стены лечат». Это правда, уже замечено, что дома у человека выздоровление идет быстрее. С чем это может быть связано? Возможно, с тем, что здесь человек расслабляется, чувствует себя спокойно и уверенно.
Я очень люблю свой дом. Его строил еще мой прадед - полковник, и уже четвертое поколение моей семьи в нем живет. Дом состоит из двух этажей: на первом у нас прихожая, кухня, гостиная и ванная, а на втором – три спальни. Еще у нас есть чердак, но я туда не хожу, там хранятся разные старые вещи и папины инструменты. Я уверен, что у нашего дома есть душа. Если, к примеру, в семье кто-нибудь ссорится или кричит, в доме обязательно что-то сломается. И чем сильнее будет ссора, тем серьезнее будет поломка. Мы это заметили давно и думаем, что так он нам выражает свое недовольство.
Так говорит казахский народ, который высоко ценит меткое слово, умное стихотворение и красивую песню.
Все русские и зарубежные путешественники, побывавшие до революции в казахских степях, отмечали одну интересную особенность народа. Это — трепетное отношение к поэзии, чувство уважения к ее создателям. Известный русский ученый В. Радлов сказал об этом: «Народ смотрит на ритмическую речь как на высшее искусство в мире. Поэтому народная поэзия у казахов достигла высокой степени развития». Об этом же писал и немецкий ученый А. Брем: «Казах отлично умеет владеть своим языком. Свойство это присуще одинаково всем, бедным и богатым, знатным и незнатным, образованным и необразованным».
В казахской степи всегда любили петь, устраивать песенные состязания, красиво и доказательно защищать свои мысли словом. В XIX веке русский ученый Г. Н. Потанин записал легенду о том, что в давние времена, когда люди не знали, что такое стих, песня, ритм, рифма, жизнь их была мрачной и тоскливой, не было праздников, веселых сборищ. И даже ручьи текли бесшумно, не гудел лес. Только изредка слышался вой бури, так как песней владело тогда только небо. Наконец песня решилась оставить свое жилище и осмотреть все четыре угла вселенной, пролететь под необъятным синим куполом. В зависимости от настроения песня летела то низко над землей, то уходила вверх. Когда песня пролетала низко, то люди ясно слышали мелодии, напевы и запоминали их. Там, где песня летала выше, люди могли услышать только часть ее сокровищ.
Говорят, что песня низко над казахской степью - и в этом секрет щедрости и богатства казахской поэзии.
Ясно, что там, где люди были так влюблены в стихи, песни, пословицы и поговорки, поэзия развивалась успешно. Она сопровождала человека всю жизнь, она поддерживала его в трудную минуту выразить радость, восхищение, ненависть, она пробуждала любовь и волю к жизни.
Кто же создавал это неоценимое богатство, передавал его от поколения к поколению?
В старину песни, жыры, легенды создавались народом, а исполняли их народные сказители — жырши, оленши. Они были хранителями древней музыки, исторических событий, обычаев народа. На больших праздниках, когда собиралось множество людей, жырши и оленши из разных концов степи устраивали песенные состязания. Они воспевали красоту своей стороны, и прекрасные звуки успокаивающе лились в сердца людей. Часто темой состязаний становились походы батыров за родную землю, и тогда настоящий жырши становился похож на скакуна, которого огрели камчой перед боем. Вот подкинул он в небо свою домбру и полилась воинственная музыка, полная огня.
Позже поэзией стали заниматься признанные мастера слова — жырау и акыны. Так, в народе глубоко почитали имена Шалкииз-жырау, Казтуган-батыра, Бухар-жырау, акына Махамбета Утемисова.
Творчество акынов и жырау связано друг с другом. Последующие поколения поэтов развивали их искусство, совершенствуя лучшие стороны произведений, и поднимали казахскую поэзию на более высокую ступень развития.