1-тапсырма. Берілген өлең жолдарындагы автор оftына заманауи тұрғыдан бага беріңіз.
Әуелгі қорлар зор болды,
Сондаit зорлар кор болды,
Әуелгі барлар жоқ болды,
Сондайi жоктар тоқ болды,
Жон білмеген жамандар
Ел билеген бек болды,
Котере алмай билігін,
Үласқан үлкен кек болды,
Ниетіне қазақты
Тым - ақ тәуір еп болды —
Заманакыр болар деп,
Сол себептен қорқамын!
Бұл асылық, асқан заманда,
Үл туады атaмeнeн егесіп,
Қыз туады анаменен теңдесіп,
Баласы кетіп тыподан.
Маскаралар тамайды
Зар заманның аяғы -
Заманың кетті баягы,
Ықылас-ниет қалмады,
Үлкенге билік салмады,
Жарлының жалғыз сүйеніш
Мал болыпты таягы.
Айрылмай дерт болды
Келеіrе қылган қорлыгың.
Коріноді кордің піріудей,
Тілмашты кордің жеңгендей,
Дуанды кордің үйіндей,
Абақты түр қасында
Қазылған қара корідей...
Себебі
Кешегі
Бүгінгі
Салдары
Кешегі
Бүгінгі
комек керек уже
«Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору.
Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.
В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа.
«На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены. Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает радовать слух и по сей день.
Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития искусства айтыса», - отметил Далилбек.
25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса
Жартылай орташа салмақ пен бірінші жартылай орташа салмақта әуесқой бокстан Олимпиада ойындарының чемпионы (2012), Баркер кубогыныңиегері (2012), әлемнің екі дүркін чемпионы (2005, 2007), күміс (2011) және қола (2009) медальдарының иегері, Бейжің және Лондон Олимпиадасында бокстан құрама команданың капитаны.