«Ю́ности честно́е зерца́ло» — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I. Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.
Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чём свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.
В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковнославянского обозначения.
Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.
Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского[1]. Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. В. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.
Восстание «краснобровых» общее обозначение крестьянских брожений, которые начались на Шаньдунском полуострове и в южной части провинции Цзянсу в 17 г. и в течение последующих десяти лет охватили большую часть Китая. Причиной восстания было недовольство реформами узурпатора императорского трона Ван Мана, а поводом — разлив Жёлтой реки, обездоливший крестьян в Шаньдуне и Цзянсу. Оставшись без средств к существованию, вчерашние крестьяне собрались в отряды «медных коней» (самоназвание отрядов ополченцев), выкрасили в качестве опознавательного знака брови в красный цвет и принялись за беспорядочный разбой.Ван Ман решил положить конец беспорядкам и направил в восставшие провинции 100-тысячную армию. Ахиллесовой пятой повстанцев была их разобщённость, однако ввиду грозившей со стороны правительства опасности отряды «Зелёный лес», «Лес на равнине» и прочие соединились под руководством Фань Чуна и наголову разбили правительственные войска.Крестьяне охотно переходили на их сторону, так как для финансирования армии Ван Ман был вынужден издать указ о повышении податей. В 23—24 гг. отряды «краснобровых» были замечены в непосредственной близости от столицы, Чанъана. Тем временем со стороны провинций Хэнань и Хубэй на город наступали отряды легитимистов во главе с представителем свергнутой Ван Маном династии Хань по имени Лю Сюань. По словам Л. Н. Гумилёва,Ван Ман освободил преступников из тюрем и послал их биться с повстанцами, но преступники разбежались. Повстанцы разрыли могилы семьи Ван Мана и сожгли гробы. Вспыхнули девять построенных им храмов, дворец, императорская школа; зарево освещало весь город. Повстанцы ворвались в город через северные ворота[1].Ван Ман был обезглавлен, а Лю Сюань провозглашён императором под именем Гэн-ши. Вожди «краснобровых» сделали попытку войти в правящий класс и были пышными титулами, однако земельных наделов не получили. К этому времени их численность превышала 300 тысяч.Фань Чун, проявивший себя талантливым военачальником, заручился поддержкой хуннского шаньюя, разбил императорскую пехоту и летом 25 г. вошёл в Чанъань. Гэн-ши был задушен, а на его место посадили пастуха Лю Пэн-цзы, дальнего родственника правящей династии.Победители, однако, оказались плохими управителями: несмотря на смену власти, отряды краснобровых в столице продолжали грабить и бесчинствовать, и обуздать их предводители оказались не в силах. Единственным выходом для них было покинуть разорённый город и направиться на восток. Не наладить законное управление и накормить народ привело к утрате «краснобровыми» поддержки широких слоёв крестьянства.Между тем после убийства Гэн-ши аристократические слои встали под знамёна ещё одного родственника ханьских императоров, Лю Сю. Он выдвинулся в сторону Лояна и в начале 27 г. нанёс «краснобровым» поражение при Сяоди. Лю Пэн-цзы признал Лю Сю законным императором и сдался на его милость. Лю Сю основал династию Восточная Хань со столицей в Лояне, которая правила Китаем до 220 г.
«Ю́ности честно́е зерца́ло» — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I. Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.
Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чём свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.
В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковнославянского обозначения.
Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.
Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского[1]. Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. В. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.
Восстание «краснобровых» общее обозначение крестьянских брожений, которые начались на Шаньдунском полуострове и в южной части провинции Цзянсу в 17 г. и в течение последующих десяти лет охватили большую часть Китая. Причиной восстания было недовольство реформами узурпатора императорского трона Ван Мана, а поводом — разлив Жёлтой реки, обездоливший крестьян в Шаньдуне и Цзянсу. Оставшись без средств к существованию, вчерашние крестьяне собрались в отряды «медных коней» (самоназвание отрядов ополченцев), выкрасили в качестве опознавательного знака брови в красный цвет и принялись за беспорядочный разбой.Ван Ман решил положить конец беспорядкам и направил в восставшие провинции 100-тысячную армию. Ахиллесовой пятой повстанцев была их разобщённость, однако ввиду грозившей со стороны правительства опасности отряды «Зелёный лес», «Лес на равнине» и прочие соединились под руководством Фань Чуна и наголову разбили правительственные войска.Крестьяне охотно переходили на их сторону, так как для финансирования армии Ван Ман был вынужден издать указ о повышении податей. В 23—24 гг. отряды «краснобровых» были замечены в непосредственной близости от столицы, Чанъана. Тем временем со стороны провинций Хэнань и Хубэй на город наступали отряды легитимистов во главе с представителем свергнутой Ван Маном династии Хань по имени Лю Сюань. По словам Л. Н. Гумилёва,Ван Ман освободил преступников из тюрем и послал их биться с повстанцами, но преступники разбежались. Повстанцы разрыли могилы семьи Ван Мана и сожгли гробы. Вспыхнули девять построенных им храмов, дворец, императорская школа; зарево освещало весь город. Повстанцы ворвались в город через северные ворота[1].Ван Ман был обезглавлен, а Лю Сюань провозглашён императором под именем Гэн-ши. Вожди «краснобровых» сделали попытку войти в правящий класс и были пышными титулами, однако земельных наделов не получили. К этому времени их численность превышала 300 тысяч.Фань Чун, проявивший себя талантливым военачальником, заручился поддержкой хуннского шаньюя, разбил императорскую пехоту и летом 25 г. вошёл в Чанъань. Гэн-ши был задушен, а на его место посадили пастуха Лю Пэн-цзы, дальнего родственника правящей династии.Победители, однако, оказались плохими управителями: несмотря на смену власти, отряды краснобровых в столице продолжали грабить и бесчинствовать, и обуздать их предводители оказались не в силах. Единственным выходом для них было покинуть разорённый город и направиться на восток. Не наладить законное управление и накормить народ привело к утрате «краснобровыми» поддержки широких слоёв крестьянства.Между тем после убийства Гэн-ши аристократические слои встали под знамёна ещё одного родственника ханьских императоров, Лю Сю. Он выдвинулся в сторону Лояна и в начале 27 г. нанёс «краснобровым» поражение при Сяоди. Лю Пэн-цзы признал Лю Сю законным императором и сдался на его милость. Лю Сю основал династию Восточная Хань со столицей в Лояне, которая правила Китаем до 220 г.