Запитання та завдання 2.
3.
4.
1. Яку назву має точний календарний час будь-якої події?
Від якої події розпочинається відлік нашої ери?
Як історики називають десять століть?
у якому тисячолітті ми живемо зараз?
5. Як здійснюється відлік часу в історії?
Поясніть значення термінів і понять: століття, до нашої ери,
б.
наша ера.
Розкажіть про систему літочислення, якою користуються
7.
в Україні.
Завдання з хронології.
8.
1) Яке це століття: 1237 р.; 988 р.; 800 р.?
2) Який рік буде наступним після 133 р. до н. е.?
3) Палац збудовано у 200 р. до н. е. Скільки років цій спо-
руді?
9.
Чи може, на вашу думку, історична наука існувати без системи
відліку часу? Поясніть свою точку зору.
10. Як ви розумієте пояснення, що історія це описані дослід-
никами дії людей, які жили в певний час у певному простор решите
Ливонская война (1558-1582). Началась как конфликт Московского государства и Ливонского ордена, в который постепенно втянулись соседние государства, включая ВКЛ. В ходе неудачных боевых действий ВКЛ потеряло множество земель, включая Полоцк, за этим последовала Люблинская уния с Польшей, отвоевание захваченных земель Стефаном Баторием, и перемирие 1582 г. Что касается последствий для белорусских земель, то в настоящее время можно услышать весьма противоречивые версии развития событий. Историки национал-патриотической школы всячески подчеркивают жестокость «москалей», несправедливость их притязаний на белорусские земли и т.п. В реальности жестокость была свойственна всем сторонам, а о справедливости и несправедливости претензий той или иной стороны на какие-либо земли следует судить не с точки зрения современного человека, а попытаться вникнуть в особенности мировоззрения человека той эпохи, а также в принципы международного права, которыми руководствовались политики Средневековья. Согласно этим нормам, положение может выглядеть совсем не так, как его преподносят различные современные авторы.
Столь же неоднозначно можно оценивать и военное противостояние РП с соседями середины XVII века, «московская» фаза которого началась в 1654 г. и завершилась в 1667 году перемирием, по которому польско-литовское государство уступило Москве Смоленск и некоторые другие земли на востоке. У вышеупомянутых авторов можно встретить столь же пафосные оценки происходившего тогда на территории ВКЛ, рассказы про «насилия», «вероломство», потери «более половины населения» и т.п., что также является либо односторонней правдой, либо неправдой, либо полуправдой, которая, как известно, очень часто хуже лжи. Односторонней – потому что, как уже говорилось выше, методы ведения войны у всех противоборствовавших сторон были в то время совершенно одинаковы, а вот представления о правомерности действий своих и противника, напротив, весьма различались. Точно так же и отношение населения к противоборствующим сторонам часто было весьма неоднозначным.
В частности, примером того, какими были методы ведения войны у различных сторон, служит еще один военный конфликт той эпохи – речь идет о Смутном времени вМосковском государстве в начале XVII века. Здесь, напротив, роль агрессора досталась польско-литовской стороне, которая также не стеснялась в методах, воюя на территории Московии, поддерживая заведомых самозванцев и разоряя территорию противника. Как говорится, ничего личного – только политика.
Для завершения вопроса следует упомянуть еще одну войну – Северную войну (1700-1721), которую вела Россия против Швеции, но боевые действия велись в т.ч. и на белорусских землях РП, которая выступала союзником России. В частности, на территории Белоруссии состоялось одно из крупнейших сражений этой войны, оказавшее значительное влияние на ее ход –битва при Лесной (28 сентября 1708 г.) недалеко от г. Пропойска (сейчас – Славгород Могилевской области).
Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .
Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии изображения чисел.
Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.
Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.
Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах.
Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.
В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.
Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.