«Записка» Ахмада Ибн Фадлана.
Ибн Фадлан посетил Волжскую Булгарию в составе посольства аббасидского халифа ал-Муктадира
(908−932 гг.) и подробно описал свое путешествие..
"... Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на
реке Атиль (Итиль, т.е. Волга). И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они
подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж
из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С
каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (сейчас)
упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них
(русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и85 тому подобного.
А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или
из серебра, или (из) меди, или (из) золота, в соответствии с (денежными) средствами ее мужа и с
количеством их. И у каждого кольца — коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди. ...
И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и (несет) с собою хлеб,
мясо, лук, молоко, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой (имеется) лицо,
похожее на лицо человека, а вокруг нее (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих
изображений (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю Итак, он подходит к большому
изображению и поклоняется ему, потом (он) говорит ему: «О, мой господин, я приехал из отдаленной
страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур»,
пока не сообщит (не упомянет) всего, что (он) привез с собою из (числа) своих товаров — «и я
пришел к тебе с этим даром»; — потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой,
— "и вот, я желаю, чтобы ты мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и
чтобы (он) купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу. Потом он
уходит. И вот, если для него продажа его бывает затруднительна и пребывание его задерживается, то
он опять приходит с подарком во второй и третий раз, а если (все же) оказывается трудным сделать
то, что он хочет, то он несет к каждому изображению из (числа) этих маленьких изображений по
подарку и просит их о ходатайстве и говорит: «Это (эти) жены нашего господина, и дочери его, и
сыновья его». И (он) не перестает обращаться к одному изображению за другим, прося их и моля у
них о ходатайстве и униженно кланяясь перед ними. Иногда же продажа бывает для него легка, так
что он продаст. Тогда он говорит: «Господин мой уже исполнил то, что мне было нужно, и мне
следует вознаградить его».
"Они [русы] грязнейшие из тварей Аллаха, – (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не
омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы. Они
прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле, а это большая река, и строят на ее
берегу большие дома из дерева... И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы
посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка
приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак,
он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в
лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но (все это) делает в эту
воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто (сидит) рядом с ним, и
(этот) делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к
другому, пока не обойдет ею всех находящихся в (этом) доме, и каждый из них сморкается и плюет и
моет свое лицо и свои волосы в ней."
Вопрос: Кто русы по вероисповеданию в тексте Ибн Фадлана? Совпадает ли это с описанием у Ибн
Хордадбеха? Учитывая, что оба текста созданы примерно в одно и то же время, поясните, кто, на
Ваш взгляд, прав? Может ли быть так, что оба автора в данном случае сообщают правду?
Заставило подняться: осознание необходимости отмены крепостного права, непоследовательность и неэффективность реформ Александра 1, смерть императора, осознание, что крестьяне тоже люди, знакомство после заграничных походов 1813-14 гг. с еврейскими порядками. Ситуация в стране породила революционные настроения среди высшего рос-ого дворянства и офицерства.
Что касается оценки, не организованное заблаговременное восстание не могла и не дало результатов. Но это была 1 попытка изменить форму правления и отменить крепостное право. Смелость и решительность у декабристов не отнять. Но своя несогласованность и неготовность общества помешали осуществлению целей. Нужно отметить, что идеи были утопическими для тогдашней России.
Все грандиозные планы избавления от капиталистической эксплоатации потерпели крушение. Рухнул план ремесленников-рабочих, воспринявших учение Оуэна, — овладеть производством при профсоюзов. Борьба фабричных рабочих за 8-часовой рабочий день, за повышение заработной платы, стоившая огромного напряжения, потерпела поражение.
Ничего не получив в результате политической борьбы за всеобщее избирательное право, рабочие после реформы 1832 г . перешли к новым борьбы за улучшение своего положения.
Рабочие убедились, что одних средств экономической борьбы — профсоюзов и стачек — еще недостаточно для низвержения всей системы капитализма. Эти средства оказались бессильны против буржуазии, вооруженной всеми средствами принуждения государственного аппарата. Реформа 1832 г. ярче, чем когда-либо прежде, обнажила классовое лицо буржуазии. После опыта классовой борьбы начала 30-х годов в рабочем движении вновь выдвигается на первый план политическая борьба. Рабочие, выступая против буржуазных порядков, начинают действовать как самостоятельная политическая сила.
Подъему политической борьбы промышленный кризис, разразившийся в Англии в 1837 г.
Кризис вызвал резкое обострение недовольства не только в среде рабочего класса, но и мелкой буржуазии, бессильной перед конкуренцией крупного капитала.