Александр Невский - князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Знаменит победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242), обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью. В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер.Александр лично участвовал в битве, «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». В 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Иван Калита - князь Московский, великий князь Владимирский, князь Новгородский. Правление Калиты продлилось 15 лет с 1325 года по 1340. Калита путем покупки и военных завоеваний сумел присоединить к Москве множество соседних земель. Московское княжество стало не только территориально больше, но и политически более сильным. Он получает ярлык на княжение в Золотой Орде и право сбора дани и отправки его в Орду.При нем Москва становится постоянным местопребывания русского митрополита, который был главой православной церкви на Руси. В годы его княжения татаро-монголы прекратили свои набеги на московские владения. После окончания его княжения престол фактически переходил к его сыновьям. По мнению историков, это было связано с тем, что его завещание было одобрено еще в 1339 году, где он передавал не только престол своим сыновьям, но и основные символы власти: княжеские одежды,золотые цепи, пояса и драгоценную посуду.
Почти сразу после 1237 года было создано такое произведение, как песнь об «Авдотье Рязаночке», «Сказание о погибели земли русской». В этих произведениях нашли свое отражение печаль и гнев русских после того, как их территории были захвачены Батыем. В свою очередь Куликовская битва 1380 года тоже нашла отражение в литературе. Самым известным произведением считается поэма «Задонщина», написанная почти сразу после битвы брянским боярином Софонием. В этой поэме, которая в очень значительной степени перекликается со «Словом о полку Игореве» рассказывается и о той роли, которую внесли московские князья в борьбу против орды и о героизме русских воинов на поле Куликовом.Почти в то же самое время появилось «Сказание о Мамаевом побоище». Эта рукопись дошла до нас и мы можем посмотреть с вами именно тот текст, который писали и читали люди 14 начала 15 веков.
Былины
Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.
Русское летописание
После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.
В 13 — 14 веке создается «Новгородский летописный свод» и «Владимирский летописный свод».
Александр Невский - князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Знаменит победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242), обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью. В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер.Александр лично участвовал в битве, «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». В 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Иван Калита - князь Московский, великий князь Владимирский, князь Новгородский. Правление Калиты продлилось 15 лет с 1325 года по 1340. Калита путем покупки и военных завоеваний сумел присоединить к Москве множество соседних земель. Московское княжество стало не только территориально больше, но и политически более сильным. Он получает ярлык на княжение в Золотой Орде и право сбора дани и отправки его в Орду.При нем Москва становится постоянным местопребывания русского митрополита, который был главой православной церкви на Руси. В годы его княжения татаро-монголы прекратили свои набеги на московские владения. После окончания его княжения престол фактически переходил к его сыновьям. По мнению историков, это было связано с тем, что его завещание было одобрено еще в 1339 году, где он передавал не только престол своим сыновьям, но и основные символы власти: княжеские одежды,золотые цепи, пояса и драгоценную посуду.
Произведения того времени
Почти сразу после 1237 года было создано такое произведение, как песнь об «Авдотье Рязаночке», «Сказание о погибели земли русской». В этих произведениях нашли свое отражение печаль и гнев русских после того, как их территории были захвачены Батыем. В свою очередь Куликовская битва 1380 года тоже нашла отражение в литературе. Самым известным произведением считается поэма «Задонщина», написанная почти сразу после битвы брянским боярином Софонием. В этой поэме, которая в очень значительной степени перекликается со «Словом о полку Игореве» рассказывается и о той роли, которую внесли московские князья в борьбу против орды и о героизме русских воинов на поле Куликовом.Почти в то же самое время появилось «Сказание о Мамаевом побоище». Эта рукопись дошла до нас и мы можем посмотреть с вами именно тот текст, который писали и читали люди 14 начала 15 веков.
Былины
Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.
Русское летописание
После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.
В 13 — 14 веке создается «Новгородский летописный свод» и «Владимирский летописный свод».
Объяснение:
:'>