ЗаданияNo1.Соотнесите названия с определениями. (4)
1
Султан
A
2
Батыр
B
Это звание присваивалось своему национальному герою только народом. В знак
особенного предпочтения, некоторые казахские роды называются именами своих
предков
Титул каждого члена династии, происходившей от Чингисхана, также их называли
«торе»
Пользовались огромным авторитетом среди кочевников, поэты, певцы, созидатели
эпических произведений и размышлений (толгау) в степи 14-18 вв.
Представитель родовой знати у казахов, выполнявший обязанности судьи, и часто
управлявший родом
С
D
Би
Жырау
ответы:
1
2
3
4
“Новые традиции казахов”
Мы были белыми гусями,
Едиными и равными в строю,
Парили вольными над чистыми лугами,
Ныряли в родниковую струю.
Невесть откуда взявшийся пожар,
Огнем всю нашу доблесть, честь слизал.
Лишь у немногих тлеет сердца жар,
У большинства – пожар его пожрал…
Сегодня много бьющих в грудь себя,
Свою предусмотрительность хваля.
Умишка лишь на то хватает им,
Чтобы хватать себе в ущерб другим.
Сегодня стало много болтовни,
Делячества, снобизма напоказ,
Но деловитость, только пальцем ткни,
Как пыль с кошмы, слетит бесследно враз.
Богатых также много развелось,
Но толк от них – напиться горьких слёз,
А больше всех – любителей поспать,
Носителей пустых мечтаний, грёз…
Увы, нет больше ценностей у нас,
Богатым нужен скот,
Ученым – власть,
И мало уж кому – народ…
(1908 г.)
Понятие Нового времени зарождается в эпоху Возрождения, и в
сознании гуманистов оно ассоциировалось с новой Античностью, которая
придет на смену «темным векам». Собственно сочетание «новое время» стало
употребляться в сочинениях XV века. А окончательное утверждение
трехчастного деления всеобщей истории на Античность, Средние века и Новое
время связывают с трехтомным сочинением немецкого историка Кристофа
Келлера (1638–1707) «Historia Universalis».
Эпитет «новое» у гуманистов и у их наследников, ученых и философов-
«новаторов» XVII века, а затем и у просветителей следующего столетия имел
не только временную отсылку, но и содержал положительную оценку. В этом
проявлялся эгоцентризм их творческого порыва. Поскольку Новое время
виделось возвращением к гуманистическим идеалам классической древности
Греции и Рима, лежащее между ними Средневековье, в свою очередь, часто
наделялось негативными характеристиками. Его «реабилитацией» займутся
романтики в конце XVIII – начале XIX века.
Содержание нововременной эпохи в сознании современников, конечно,
менялось вместе с усвоением новаций. «Революция Гуттенберга» середины
XV века, то есть применение книгопечатания, означала информационный
скачок, сопоставимый с появлением персонального компьютера и сети
Интернет в конце XX века. Начало Великих географических открытий — от
первой экспедиции Христофора Колумба (1492) до первого кругосветного
путешествия под предводительством Фернана Магеллана (1519–1522) —
обозначило разрыв с замкнутым существованием регионов и цивилизаций,
открывая дорогу для колониальной экспансии европейских государств.
Реформация, религиозные войны и возникновение ряда протестантских
конфессий наряду с католической церковью в XVI веке основательно потрясли
средневековое мировоззрение. А естественнонаучная революция второй
половины XVI – XVII веков выковала новые формы знания о мире,
построенные на эксперименте, технически оснащенном наблюдении,
математических подсчетах и рациональных заключениях. Становление
централизованных государств с регулярными бюрократиями, армиями и
налогами потребовало создания стандартизированной культуры образованных
элит, что послужило предпосылкой для возникновения западноевропейских
наций.
Ко второй половине XVIII – середине XIX века стала очевидна
значимость тех перемен, которые Новое время привнесло в организацию
экономической жизни и социальную структуру. Их выявило ускорение
преобразований в ходе промышленного переворота, захватившего тогда
большую часть Европейского континента. Наиболее значимым после появления
труда Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776), конечно, является анализ капиталистического производства в
трудах Карла Маркса (1818–1883). Его сочинения стали отправной точкой
полемики в суждениях о современной эпохе для последующих поколений мыслителей.