Задание Ознакомьтесь с ниже приведенным текстом и ответьте на вопросы:
1. К какому веку относится эпизод, описанные в документе?
2. В чём отличие положения покоренных арабами населения от положения мусульман?
3. Какие факты свидетельствуют о терпимости мусульман к жителям завоёванных стран?
Арабский историк о взятии мусульман Дамаска.
" Вот что дал главнокомандующий арабов жителям дамаска, когда вступил в город. Он дал им неприкосновенность их жизни, их имущество, их церквец и стен города. Он обещал, что не один из домов и будет разрушен и не будет занят. А все жители дамаска должны заплатить в поголовную дань.
А позже жители дамаска и всей страны стали отдавать халифом треть урожая пшеницы, или ячмень, или урожая полям, или пряжи.
С торговцев стали брать налог с каждых 200 дирхемов 20 дирхемов(дирхем- золотая монета у арабов).
С того, кто оставался в своей вере, с богатых брали в два раза больше, чем с бедных".
1.Запорожская Сечь — войско. Сечь представляла собой бастион, расположенный на острове Хортица на Днепре. Казацкие шалаши, кузницы, мастерские были огражденные земляными валами с башнями.
2. Она была ячейкой свободолюбия, отсюда начинались все выступления против поработителей. «Запорожская Сечь — это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину».
Для вступления в запорожскую общину требовалось: исповедание православной греческой веры и холостая жизнь (это было нечто вроде обета, который должен был соблюдаться). Женщинам не позволялось даже быть в Сечи: «а вже в Сичь баба не ходи, Хочь - бы сестра, хочь – бы ридна мати не пустять». Только при соблюдении вышеперечисленных условий вновь прибывший имел равное право с товариществом и мог быть выбранным в старшины. Обращает на себя внимание сам обряд принятия в казаки. Желающего вступить в общину, приводили к кошевому атаману, который спрашивал: «а веруешь ли в Бога?» Услышав утвердительный ответ, просил перекреститься, после чего, голова Войска заключал: «ну, ступай, выбирай любой курень».
3. На вооружении у запорожских казаков были пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы.
Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.
Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трёх сотен общей численностью 540 человек. Во время походов запорожцы разбивали табор, то есть, четырёхугольный или круглый ряд возов, которые устанавливались в несколько рядов и скреплялись цепями.
4.Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Той, хто керував нападниками й на чолі їх увійшов до міста, звався Клісфен. Він був представником вищих кіл, але не користувався прихильністю інших аристократів, його товаришів по зброї, бо, як і Пісистрат, плекав прогресивні ідеї. Тому аристократи відхилили його кандидатуру на наступних виборах і віддали голоси Ісагору, латифундисту-консерваторові, який прагнув позбавити афінян усіх демократичних здобутків. За чотири роки народний рух скинув його, незважаючи на підтримку спартанців, котрі знову з'являлися в Афінах і наводили тут свій порядок.
Клісфен, який стояв на чолі повстання, одержав верховні повноваження і використав їх по-диктаторськи, але в ім'я демократії. Він довів до кінця правову реформу Пісистрата, подвоїв кількість громадян з правом голосу, ліквідував поділ суспільства на роди й проголосив самозахист демократичних основ, що звався «остракізм». Кожен член апелли, яку складали шість тисяч осіб, тобто практично всі голови родин міста, міг написати на дошці ім'я громадянина, який, на його думку, небезпечний для держави. Якщо цей анонімний донос підтримували три тисячі інших членів, звинуваченого без суду і слідства відправляли у вигнання на десять років.