Задание 5. У нас» и «у них». Соотнесите события отечественной и зарубежной истории, произошедшие в одном и том же веке. 1) Медный бунт; 2) строительство Собора Святой Софии в Киеве; 3) Крещение Руси;
4) Чумной бунт; 5) поход Игоря Святославича на половцев; 6) захват Киева князем Олегом;
А) Нормандское завоевание Англии; Б) Второй крестовый поход; В) образование Священной Римской империи; Г) сооружение Версальского дворца; Д) распад государства франков;
Е) принятие «Конституции3 мая» в Речи Посполитой.
Задание 10. Пропуски в тексте
После разгрома под(1 – город) в(2 – год) году шведский король Карл XII вместе с поддержавшим его гетманом Иваном(3 – фамилия) бежал в Османскую империю. Подстрекаемый самим Карлом и другими европейскими державами, уже в следующем году султан объявил России войну. Стремясь перехватить инициативу у противника, Пётр I с 40- тысячной армией двинулся в турецкие владения – к берегам реки(4 – река). Замысел оказался неудачным: силы царя были окружены многократно превосходящими их войсками султана. Ради сохранения армии Пётр был готов на колоссальные уступки, вплоть до возвращения Швеции большинства отвоёванных у неё земель. Но в результате переговоров мир удалось заключить на максимально приемлемых для России условиях: российская сторона обязалась вернуть туркам крепость(5 – название крепости) и разрушить соседнюю крепость(6 – название крепости), уничтожить флот на(7 – название моря) море, а также беспрепятственно пропустить Карла XII в Швецию. Успех в переговорах был достигнут во многом благодаря таланту дипломата Петра(8 – фамилия). Впрочем, предание гласит, что
значительную роль тогда сыграла царская невеста Марта(9 – фамилия), сопровождавшая Петра в походе и якобы пожертвовавшая своими драгоценностями ради заключения мира. По возвращении в Россию царь сыграет с ней пышную свадьбу.
Варианты для заполнения пропусков (в списке присутствуют «лишние» варианты):
Семилетняя; Пруссия; Полтава; Берлин; Прут; Азов; Таганрог; Азовское; 1761; 1709; племянник; Мазепа; Чернышёв; Шафиров; Фридрих; Скавронская; Елизавета Петровна;
(При заполнении пропусков окончания слов могут быть изменены согласно тексту)
Задание 11. Работа с документом.
Перед Вами перевод фрагмента послания русского царя. Прочитайте данный фрагмент и выберите из предложенного перечня верные факты о его содержании.
«Когда же суждено было по божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене, переселиться из земного царства в небесное, остались мы с почившим в бозе братом Георгием круглыми сиротами — никто нам не осталась нам надежда только на бога, и на пречистую богородицу, и на всех святых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца и воевод перебили! Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделяли. А ведь делал это дед твой, Михаило Тучков. Тем временем князь Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе. А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея, и на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина, ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского и многих других заточили в разные места; и на церковь руку подняли; свергнув с престола митрополита Даниила, послали его в заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. Нас же с единородным братом моим, в бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети»
А) «Царица Елена», упоминаемая в тексте, – Елена Глинская;
Б) Адресат письма – Андрей Курбский;
В) В приведённом фрагменте царь аргументирует жестокость, проявленную
им к боярам уже в зрелом возрасте;
Г) В тексте упоминается царь, правивший в1606–1610 годах;
Д) В тексте речь идёт о событиях периода Семибоярщины;
Е) В приведённом фрагменте царь обвиняет адресата послания в причастности к гибели его отца;
Ж) Автор письма был первым русским правителем, венчавшимся на царство.
название музея “кунсткамера” произошло и слова kunst - искусство, художество и kammer - кабинет-палата редкостей. кунсткамера- первый государственный общедоступный комплексный музей в россии, одно из важнейших учреждений петербургской академии наук. основанная петром i по образцу аналогичных музеев европы, кунсткамера должна была по мысли создателя служить проводником европейских научных знаний в обществе. датой ее основания считается 1714 год, когда личное собрание редкостей петра i и коллекции аптекарского приказа были перевезены из москвы в санкт-петербург и размещены в летнем дворце. к ним был определен специальный штат: “главный смотритель” лейб-медик р.к. арексин и “библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев” и.д. шумахер. в 1719 году коллекция кунсткамеры и библиотека царя были перевезены в конфискованный дом а.в. кикина - “кикины палаты” близ смольного двора. с этого времени кунсткамера становится общедоступной, по приказу петра i в нее должны были пускать всех желающих, чтобы “люди смотрели и учились”. основой собрания кунсткамеры стали коллекции, петром i из первого путешествия в европу в 1697-1698 годы. в дальнейшем сбор экспонатов производился на основе ряда правительственных указов. в пополнении музея большую роль играли отечественные, прежде всего первые академические экспедиции, покупки за рубежом, поступления от частных лиц. заложенный в основе собирательства принцип универсальности позволял кунсткамере на ограниченном пространстве знакомить с миром во всем его многообразии.
место для строительства специального здания для кунсткамеры петр i выбрал сам, здание строилось по проекту а.шлюттера (предположительно) и г. маттарнови архитекторами н. гербелем, г. киавери, м.г. земцовым с 1718 по 1728 годы. здание петербургской кунсткамеры строилось под влиянием архитектурных построек барокко. оно было трехчленным, состояло из двух тождественных корпусов, украшенных фронтонами и соединенных многоярусной башней. внутри пространство было организовано в соответствии с идеальными представлениями того времени о музейной экспозиции. в начале 1740-х годов в кунсткамере было большое количество экспонатов. в 1747 году, в период ее расцвета, произошел , нанесший непоправимый ущерб музею. с 1751 по 1757 под руководством с.и. чевакинского здание было восстановлено в частично измененном виде. наиболее заметным изменением оказалось отсутствие купола башни с армиллярной сферой, изображенного на гравюрах xyiii века. облик, близкий первоначальному проекту. был возвращен зданию в 1947-1949 годах р.и. каплан-ингелем. оформление интерьеров после , часть которых сохранилась до наших дней, велось и.г. джанни, г.ф. партьером, п. любецким и др. и было закончено в 1776 году. для восстановления коллекционного фонда в 1765 году по просьбе академии наук был издан указ правительства о сборе материалов для музея. в связи с общей тенденцией дифференциации науки в 1803 году были образованы: ботанический, зоологический, азиатский, египетский, минералогический, этнографический отделы, которые позже стали академическими музеями.