Задание 4: Проанализируйте исторические источники и на их основе ответьте на
во Школы - это главные пружины образования»
«На нашу долю теперь выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо еще
создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать все, насколько хватит у
нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных
общественных уездных и областных волостей».
«Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей мальчики эти за
какие-то три месяца выучились читать и писать» (Ы. Алтынсарин ЭТО СОООЧ
Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик противостояния пришёлся на 1969 год, вылившийся впограничный конфликт на острове Даманский. Окончанием конфликта считается 1986 год. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.
Критика И. В. Сталина, в частности, культа личности, в докладе Хрущёва в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники в КПК — (Лю Шаоци и др.) — подверглись репрессиям в годы «культурной революции».
«Великая война идей между Китаем и СССР» (как это называлось в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР; постепенно заставить людей в СССР признать, что они должны почитать Китай в качестве учителя, прежде всего в идеологии; убедить США и их союзников в том, что он и его Китай идейно ведут войну против СССР; показать человечеству, что в Китае есть новые идеи, к которым надо прислушаться, причем это не тот марксизм, что в СССР. Выделяют четыре главных компонента этого курса: требование передать Китаю Монголию, требование атомной бомбы, «утраченных территорий» со стороны СССР и устранение «неравноправия».[1]
Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. «Вина за отъезд наших специалистов из КНР лежит полностью на Мао Цзэдуне».[2].
Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский 1969 г. на реке Уссури[3].
«За исключением незначительных объёмов двусторонней торговли, контакты между двумя странами были свернуты; несмотря на наличие железной дороги, по ней практически никто не ездил», — вспоминал работавший в 1970-х годах в посольстве КНР в Москве Чжан Дэгуан[4].
Генерал-полковник, бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР, А.А. Данилевич говорил в интервью[5]:
ажнейшим итогом Гражданской войны явилось окончательное утверждение в
России большевистской диктатуры и гибель государственных образований и политических сил, одни из которых представляли и имущие привилегированные социальные группы до февральской России и боролись за ее реставрацию, соглашаясь лишь на некоторые демократические “уступки”, другие -Россию демократическую, объективно выражающую интересы широких средних слоев города и деревни, прежде всего крестьянства.
Еще одним важнейшим итогом Гражданской войны стало фактическое образование военно- политического и военно - хозяйственного союза советских республик во главе с Россией и политическим центром в Москве.