ЗАДАНИЕ № 3
Прочитайте внимательно текст и ответьте на во к нему.
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших
венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить
молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца
Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и
докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений
духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых
боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…
Вам самим известно, что в году Карл Ходкевич приходил со всем полевым
войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со
многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска;
никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию,
не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман
пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас. Сдайтесь нам пленными…»
1 К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С
какими событиями связан этот документ?
2 Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в
каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного
источника по изучаемым событиям.
3 Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с
иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.
Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.
XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.
Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех» , что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов. XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.