Задание №1. Прочитайте текст, составьте схему, по каким направлениям
развивалось образование в крае в XIX веке?
Казахский народ всегда чтил образованность и грамотность. На развитие
образования в Казахстане в первой половине XIX века повлияли следующие факторы:
присоединение Казахстана к России, принятие Устава 1822г. и Устава 1824г.
В XIX веке в Казахстане образование развивалось по двум направлениям:
религиозному и светскому, а обучение казахских детей проводилось в мектебах
(начальная школа) и медресе (высшая школа), которые давали мусульманское
образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Мектебы посещали
преимущественно мальчики. В медресе готовили мулл и преподавателей мектебов,
срок обучения составлял 3-4 года. Молодые наставники медресе пополняли свои знания в
религиозных учебных заведениях Бухары и Ташкента, Уфы, Оренбурга, Троицка. В
медресе практически изучались почти все предметы, закладывающие прочную основу
знаний. Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у
учащихся высоких нравственных качеств. Они не ограничивались только задачами
религиозного свойства. Мектебы и медресе до административно-территориальных реформ
1867-1868 гг. функционировали без ограничений. Но с принятием реформ деятельность
религиозных школ была определена решением царского правительства от 26 марта
1870г., где указывалось об обязательном преподавании русского языка в данных
учебных заведениях. И для открытия мектебов и медресе теперь требовалось получение
специального разрешения от уездного начальника.
Социал-реформистский, сочетал усиление регулирующей роли государства и социализацию экономики. Под контроль государства ставилась внешняя торговля, вывоз капитала. Государство финансировало капитальное строительство, сельское хозяйство, улучшало пенсионное обеспечение, охрану материнства и детства, финансирование и развертывание жилищного строительства. Этот путь выбрали страны, где буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и где были сильны левые партии.
Тоталитарный (германский) был характерен для Италии, Испании, Японии и наиболее ярко проявился в Германии 30-х годов. Он основывался на максимальном устранении рыночных отношений и сверхцентрализации. Ставилась задача не столько выхода из кризиса, сколько вооруженного передела мира, а точнее сверхзадача передела мира определяла пути и методы выхода их кризиса. Основными чертами антикризисной политики стали - тотальная милитаризация экономики, народного хозяйства; постоянное увеличение государственного сектора в экономике; огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т. д. Проводилось принудительное картелирование, увеличивалась доля государственного заказа. Подобный путь выхода из кризиса давал скорый положительный результат. Так, в Германии уже через год исчезла безработица. Однако, после кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии продолжительной депрессии.
Объяснение:
У Абулхаир-хана была яркая юность. В 1698 году он находился у башкир, у которых скрывался от межплеменных распрей. Участвовал в башкирском восстании 1704—1711 годах. Был учеником Алдар-тархана, участвовал в сражении у Юрак-тау.
В 1709 году, по возвращению в Казахское ханство, был избран правителем казахов Младшего Жуза. У него, как и у любого другого казахского султана, имелся свой улус. Каждый из султанов опирался на родоплеменную группу среди казахов. Так, например, во второй четверти XVIII века опорой власти хана Абулхаир-султана являлось союз племён Алшын