За вторую половину XVII века Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей, и часословов. За несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Среди тысяч экземпляров книг, изданных Московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений: если в XVI веке было известно 26 названий, то в XVII веке — 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырех десятков. Остальные, более трех четвертей, — светского содержания. О каких изменениях в культуре XVII века свидетельствуют эти факты? Как называется данный процесс в культуре?
В докладе рассматриваются особенности полиграфического и художественного оформления московских изданий XVII в.: начиная от формата и шрифта и заканчивая орнаментикой и издательским переплетом. Доклад представлен на Третьих краевых Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях (Хабаровск, 15—24 мая 2013 г.) и опубликован в «Материалах» Чтений.
На протяжении XVII в. Московский печатный двор был крупнейшей типографией в русских землях. За сто лет там было напечатано не менее 750 изданий [3, с. 5], выходивших достаточно большими тиражами: от 1000 до 1200 экземпляров, причем издания часто выходили двойными, а то и тройными «заводами» [12, с. 29—30]. Большинство выпускавшихся в то время Московским печатным двором изданий носили религиозный, богослужебный характер. Только в конце 40-х гг. XVII в. государственной типографией стали печататься светские книги. Следовательно, оформление московской печатной книги XVII в. — это оформление, прежде всего, книги религиозной.