За Особливості розвитку держави Русі-України в період становлення
(IX — перша половина Х ст.) і розквіту (кінець X — перша половина XI ст.)
Спільні риси
Відмінні риси
IX -
Кінець X-
перша половина X ст. (перша половина XI ст.
Напрями порівняння
Політичний устрій
Господарство (економіка)
Соціальна структура
населення
Світосприйняття
(релігійні погляди)
в эпоху средневековья по донецким степям кочевали племена аланов, гуннов, булгар, печенегов, половцев, торков.
основное занятие кочевых племен – скотоводство. кочевники - несколько раз в год перемещались с места на место, поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища. поэтому наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были разборные, легкопереносимые конструкции, покрываемые шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа, металл). одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов.
передвигались кочевники на лошадях, были прекрасными наездниками. это давало им значительные преимущества в военном деле. у всех кочевых племен все мужчины были воинами и с раннего детства осваивали военное искусство. у некоторых племен воинами были и женщины.гунны использовали стремена это давало возможность воину стрелять из лука во время скачки. кочевники были связаны с земледельческими племенами, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. скотоводство, охота и собирательство давали все необходимое для пропитания племени. для кочевников характерны обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. главными культами были культ войны, воина-всадника, предков-героев, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль, каменные бабы), культовое отношение к скоту — главному источнику существования.
кочевники верили в загробную жизнь, поэтому похороны сопровождались особыми ритуалами. например, торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. сверху настила клали голову и ноги коня. самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). конь был обязательным элементом захоронения. кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. арабский писатель и x века ибн-фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.