В культуре выражением устойчивости является преемственность, то есть передача наличной культуры новым поколениям. Вступая в жизнь, каждое поколение приобщается к имеющейся культуре, осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше. В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным. Преемственность — непременное условие и нормального функционирования, и динамичного развития культуры. Перерывы преемственности весьма болезненно сказываются на динамике культуры, приводят к ее упадку и даже гибели. Так, в результате варварских нашествий была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья. Истории известно немало случаев гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний.Преемственность культуры во времени основывается на опредмеченных формах ее существования в материальных объектах и знаковых системах. Огромную роль в самой передаче культуры играют, конечно, межсубъектные взаимодействия, но при опоре на предметную культуру. Потеря ее по тем или иным причинам ведет к деградации культуры. У Рея Брэдбери есть такой сюжет: власти технически высокоразвитой цивилизации решили уничтожить, как ненужную и вредную, гуманитарную культуру, и пожарным вменили в обязанность сжигать книги, в которых она запечатлена. Но в обществе были люди, понимавшие всю чудовищность этой акции. Чтобы гуманитарную культуру, они определяли, кому выучивать наизусть работы Гомера, Шекспира или иной классический труд, скрываясь от преследования властей. Конечно, это очень ненадежный сохранения культурной традиции, особенно современной развитой культуры. Но Брэдбери ярко и образно продемонстрировал, в частности, значение предметного воплощения ценностей культуры для ее преемственности культуры к развитию зависит от ряда обстоятельств, в частности от типа культуры. Имеются типы культуры, которые воспроизводят себя практически без изменений и противостоят изменениям, отторгают всевозможные новации. Таков тип традиционной культуры. Он характерен, например, для первобытной и феодальной культур и вообще культуры традиционного общества. Другой тип культуры, напротив, допускает, стимулирует и легко ассимилирует новации в культуре, как это имеет место в современной техногенной цивилизации. Такой тип культуры можно назвать креативной культурой.
Династические браки могли играть роль защиты, потому что риск возникновения войны между странами, руководители которых находятся в родственных отношениях, всегда был ниже, чем при Приведу два примера, а выводы делай сама.
В 11-м веке норманн Роберт Отвиль по прозвищу Гвискард (то есть "сильно хитрый") решил жениться на ломбардской принцессе Сейшельгаите. Целью было объединить 2 династии, чтобы со временем создать большое королевство на юге Италии. Да к тому же они, говорят, просто любили друг друга ))
Роберт уже был уже в "династическом браке", который ему мешал. Но недаром его прозвали хитрым. Роберт доказал инцест, т. е. слишком близкое родство с женой (чего на самом деле не было) и церковь аннулировала брак.
В 16-17-м веках австрийские и испанские Габсбурги настолько увлеклись династическими браками c целью сохранения власти, что король Карл II (1661-1700) родился с ужасной наследственностью - уродством, эпилепсией и букетом других болезней. Его папа женился на родной племяннице и это было последней каплей в генетическом беспределе - так называемый "коэффициент имбридинга" у него был как у родившегося при настоящем инцесте. Карла усердно лечили всю жизнь (в основном методом снятия порчи) , но потомства он иметь не мог.
В результате рухнула огромная испанская империя, существовавшая не одну сотню лет, и в Европе началась большая война за раздел испанского наследства.
Не за что!
В 11-м веке норманн Роберт Отвиль по прозвищу Гвискард (то есть "сильно хитрый") решил жениться на ломбардской принцессе Сейшельгаите. Целью было объединить 2 династии, чтобы со временем создать большое королевство на юге Италии. Да к тому же они, говорят, просто любили друг друга ))
Роберт уже был уже в "династическом браке", который ему мешал. Но недаром его прозвали хитрым. Роберт доказал инцест, т. е. слишком близкое родство с женой (чего на самом деле не было) и церковь аннулировала брак.
В 16-17-м веках австрийские и испанские Габсбурги настолько увлеклись династическими браками c целью сохранения власти, что король Карл II (1661-1700) родился с ужасной наследственностью - уродством, эпилепсией и букетом других болезней. Его папа женился на родной племяннице и это было последней каплей в генетическом беспределе - так называемый "коэффициент имбридинга" у него был как у родившегося при настоящем инцесте.
Карла усердно лечили всю жизнь (в основном методом снятия порчи) , но потомства он иметь не мог.
В результате рухнула огромная испанская империя, существовавшая не одну сотню лет, и в Европе началась большая война за раздел испанского наследства.