Особенности русской литературы на рубеже 14-16 в.в.
С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.
В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.
В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.
В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.
В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.
Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин, отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию. Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря», где он описывает традиции Востока.
В 15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним произведением русского летописания считается Московская летопись, составленная в 1479 году.
3. Особенности русской литературы 16 века
Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский титул.
В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки, адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее взаимоотношений с подданными.
Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.
У середині XIV століття Середня Азія розпалася на декілька самостійних володінь. У 1370 влада в межиріччі Амудар’ї і Сирдар’ї захопив Тимур, який став потім одним з найзнаменитіших завойовників у світовій історії. Тимур походив зі знатного монгольського роду, але своїм піднесенням зобов’язаний власним здібностям. Його ідеалом був Чингісхан, якого він нагадував і практичним розумом, і честолюбством, і жорстокістю. Чи не належачи до числа нащадків Чингісхана – чингисидов, Тимур з поваги до пам’яті монгольського завойовника не став приймати титул хана, а іменувався еміром. При цьому він тримав при собі безвладної хана-чингисидов і управляв від його імені. У молодості Тимур був поранений в ногу і на все життя залишився кульгавим. Тому його називали Тімурланг (в Європі – Тамер-лан) – «Кульгавий Тімур», ім’я ж Тимур означає «залізний». Блискавкою називали Баязида 1 за його спритність.
С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.
В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.
В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.
В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.
В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.
Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин, отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию. Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря», где он описывает традиции Востока.
В 15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним произведением русского летописания считается Московская летопись, составленная в 1479 году.
Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский титул.
В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки, адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее взаимоотношений с подданными.
Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.
Блискавкою називали Баязида 1 за його спритність.